Библиотека

Практика Калачакры укрепляет благополучие и мир на Земле, связывает посвященных в нее особыми узами с миром Шамбалы. В космической мандале калачакры находятся 722 божества. Йидама Калачакру изображают с 4 головами, 24 руками и на 2 ногах, топчущих демонов. Цвет — темно-голубой. Калачакра всегда изображается стоящим в союзе с супругой.


Дакини. Дакиня «женщина» — танцующая в небе». Это просветленные женщины или сим­волический аспект активной энергии Будд.

Гаруда. В Ведах мистическая птица (орел), укравшая эликсир бессмертия. Помогает справиться с болезнями и вредоносными влияниями. Обычно изображается держащим в клюве змею, что символизирует его власть над нагами — змееподобными существами, вызывающими некоторые болезни. Считается, что Гаруда рождается из яйца уже взрослым, что является символом мгновенного Просветления.

Курукулла. Дакини, воплощение подчиняющей активности. Ее очень почитают несчастливые влюбленные. Считается, что Курукулла помогает околдовывать мужчин, женщин, важных государственных деятелей и королей. Курукуллу изображают в красных тонах с красным орнаментом и украшениями, танцующей на лотосе. Она носит корону из черепов. У нее 4 руки, которые держат цветочную стрелу, лук и колчан.

Будды Нирманакайи — это земные Буд­ды, принявшие облик обычных людей. Прежде всего это Будда Шакьямуни, историчес­кий основатель буддизма. Естественно, его образ является наиболее священным объек­
том почитания. Считается, что в нашу эпоху появится одна тысяча Будд, среди которых Гаутама Шакьямуни — — четвертый или седь­мой, согласно разным традициям. Существует иконография всей тысячи Будд. Следующий наиболее популярный грядущий Будда Майтрея, который должен прийти через пять тысяч лет после Гаутамы (то есть уже через две с половиной тысячи лет). Он изображается сидящим на троне на западный манер.
Есть также изображение тридцати пяти Будд очищения. Согласно традиции существуют тридцать пять основных нарушений этических норм, и для каждого из них Будда проявился в особой форме и дал особый метод очищения этих нарушений, являющихся препятствиями на пути. Сам Будда Шакьямуни часто называл себя целителем мира, а свое учение — лекарством.

Существует особая форма Будды — Бхайшаджья Гуру («Учитель врачевания»), которую он принял во время проповеди собственно медицинской науки, считающейся одной из священных. Поскольку Будда никогда не проповедовал по собственной инициативе, а лишь отвечал на вопросы, существует история, что, приняв соответствующий облик, Будда, сотворил из себя семь учеников, которые и стали задавать вопросы о врачевании. Отвечая, Будда изложил всю теорию и практику буддийской медицины, ныне известной как тибетская. Будда врачевания изображается с телом синего цвета в монашеской одежде, сидящим со скрещенными ногами и держащим лекарственное растение мираболан, окруженным семью своими формами.
К числу земных Будд причислены ближайшие ученики и последователи Будды — семь патриархов и шестнадцать архатов, а также буддийские философы и махасиддхи Древней Индии. В каждой школе особо почитаются собственные святые учителя.


Падмасамбхава. Гуру Ринпоче, «Рожденный в лотосе», «Драгоценный учитель», один из величайших святых, почитается всеми школами как Второй Будда. По легенде, когда Будда был готов уйти в Нирвану, он сказал своим последователям, что жизнь в миру мимолетна и расставание неизбежно, что человек, рожденный в цветке лотоса на чистом озере северо-запада Уддияны, будет мудрее и сильнее чем он. Этот человек раскроет учение о тайных мантрах, чтобы дать его всем живым существам, и избавит их от страдания. Так появился Падмасамбхава, знаменитый гуру, который совершил множество выдающихся деяний и способствовал распространению буддизма в древнем Тибете. Он провел 50 лет в Тибете, основывая монастыри, обучая Тантре (см. Историю буддизма в Тибете выше). По истечении 50 лет Падмасамбхава таинственно исчез. Его изображают сидящим в позе лотоса, в правой руке у него ваджр, в левой — чаша для подаяния. Он держит свой особый атрибут-трезубец (кхатвангу), прижатый левой рукой в подмышке. Кхатванга есть скрытая форма его супруги. Существует множество его форм, из которых самые известные — Восемь форм Гуру. Буддисты верят, что и сегодня Гуру Ринпоче пребывает на этой земле, поскольку он сказал: «Для тех, кто ко мне обращается, я по-прежнему нахожусь здесь и теперь, в каждой точке пространства и времени».

Миларепа. Один из патриархов школы Кагью. Жил с 1040 до 1123 г. Миларепа был великим йогином, прославившимся своими песнями. Обладал удивительной способностью не замерзать даже в самую холодную погоду, благодаря мистической силе практики внутреннего жара «Туммо». Изображается в белой накидке йогина.

Цонкапа. Жил с 1357 по 1419. Говорят, что дерево, которое росло рядом с домом, где он родился, имело отпечаток Будды на каждом своем листе. Цонкапа был великим реформатором буддизма, основал школу Гелуг, которая стала правящей в Тибете с середины XVII в. до середины XX в. и остается одной из важнейших до настоящего времени.
Большой раздел пантеона составляют Бодхисаттвы, то есть пробужденные существа, направляющие других на пути к просветлению, которые полностью или частично достигли состояния просветления. Гаутама Будда называл себя Бодхисаттвой, искателем просветления, перед тем как достиг состояния Будды. Важно, что Бодхисаттва желает просветления не только для себя, но также и для других существ и помогает им в этом. Существует десять ступеней в духовном развитии Бодхисаттвы. На седьмой Бодхисаттва становится Махасаттвой или Великим Бодхисаттвой, существом, достигшим освобождения от цикла перерождений, но отложившего свое полное освобождение. Сострадание по отношению ко всем остальным живущим существам заставляет Махасаттву остаться в этом мире для помощи в освобождении всем остальным. Он не подчиняется никаким законам природы и может принимать любую форму по своему желанию, находиться в нескольких местах одновременно и передвигаться со скоростью мысли.
Традиционно насчитывается восемь Бодхисаттв наивысшего уровня, которые были ближайшими учениками Будды, и которым тот передал учения Махаяны. Среди них выделяют троих, называя их часто «буддийской троицей». Это — Авалокитешвара, Манджушри и Ваджрапани, воплощающие, соответственно, милосердие, мудрость и силу всех Будд.

Авалокитешвара («Владыка, Взирающий на Мир») считается, кроме того, и особым защитником земли Тибета. Существует множество его форм, в Непале традиционное число их -108. Самая древняя, вероятно, Падмапани, изображающая стоящего мальчика с цветочной гирляндой на шее и цветком в руке. Самая известная форма Авалокитешвары — четырехрукий Локешвара. Он изображается сидящим, в короне из драгоценных камней на голове. На плечах накинута шкура лани, символизирующая милосердие. Одна пара рук держит исполняющую все желания драгоценность у сердца, а две другие руки — хрустальные четки и цветок лотоса. Индуистские боги Шива и Вишну считаются проявлениями этой формы Авалокитешвары. Другой очень популярной его формой является одиннадцатиликий Авалокитешвара. Согласно легенде, однажды он спустился в ад и увидел страдания его обитателей. От ужаса голова Авалокитешвары раскололась на десять частей. Будда Амитабха собрал эти части, превратил их в отдельные головы, девять мирных и одну гневную для решительных действий. Сверху он скрепил их своей собственной головой. Каждая из голов имеет три глаза, что указывает на способность Авалокитешвары охватывать взглядом все три сферы мироздания. Эта форма изображается часто с тысячью рук, а в раскрытой ладони каждой из них по глазу. Так подчеркивается всеведение Авалокитешвары и его готовность помочь всем. Воплощением Авалокитешвары в Тибете считаются царь Сонгцэн Гампо, Падмасамбхава, а также все Кармапы и Далай Ламы. Интересно, что в Китае (и Японии) Авалокитешвара стал женщиной по имени Гуань Инь. Видимо, в этих культурах мужской образ никак не мог быть воплощением милосердия и любви.
Бодхисаттва Манджушри («Очаровываю­щий Красноречием») чрезвычайно популя­рен во всех странах, где распространен буд­дизм Махаяны. Он владыка мудрости,вдохновляющий всех изучающих учение Буд­ды и распространяющий его. Известно мно­жество его форм. В наиболее популярной Манджушри предстает как юный принц.
В правой руке он поднимает меч, отсекаю­щий неведение, в левой руке у сердца он держит стебель цветка, на ложе которого покоится том учений Праджняпарамиты, воплощающей все истинные учения. Главным воплощением Манджушри в Тибете считает­ся царь Трисонг Дэцен и все его последую­щие воплощения. Кроме того, самые автори­тетные ученые всех школ признаны вопло­щениями Манджушри. В Непале его считают основателем непальской цивилизации и соз­дателем Катманду. Считается, что практика Манджушри приносит людям мудрость, хоро­шую память и красноречие.
Ваджрапани («Вздымающий Ваджр в Руке») известен во многих формах, как мирных, так и гневных. В самой распространенной гневной форме он угрожающе стоит, вознося в правой руке ваджр, символ несокрушимости. Левая рука в карана-мудре, повергающей демонов. На шее у него связки змей — — он подчиняет грозных нагов. Ваджрапани, как и все гневные божества, стоит в огненном пространстве. Воплощением Ваджрапани признан, в частности, третий «Царь Учения» Тибета, Три Ралпачен.
Другим популярным Бодхисаттвой является Самантабхадра, которого не следует путать с Ади Буддой, носящим то же имя. Бодхисаттва Самантабхадра является воплощением щедрости. Он прославился тем, что его дары Будде были столь обширны, что заполнили все небо, подобно облакам. Воплощением Самантабхадры считается царь Лхат-хотхори, при котором в Тибет попали первые буддийские реликвии и тексты.

Кроме мужских Бодхисаттв, существует еще множество женских. Самая известная среди них, безусловно, Тара. Ее имя переводится как «Спасительница». Тара воплощает женский аспект сострадания. Она защищает всех практикующих и направляет их на пути. Согласно легенде, много жизней назад Тара была женщиной, достигшей Просветления, и дала обет пребывать в форме женщины, помогая всем разумным существам, пока сансара не опустеет.
Существует множество форм Тары, самой известной из которых является Зеленая Тара, у которой, в свою очередь, есть 21 форма. Зеленая Тара (или Самаятара) считается защитницей от любых опасностей. Символизирует женскую мудрость и активность. Изображается сидящей в позе полулотоса (одна нога приспущена, что означает непрекращающуюся активность) и держащей в руках полураскрытый цветок голубого лотоса. Жест ее рук символизирует готовность предоставить защиту и избавить от страха. Зеленую Тару также называют «Матерью всех Будд». В результате медитации на Зеленую Тару пробуждается острота мышления, мудрость, щедрость и бесстрашие.
Белая Тара (Ситатара) «Белая Спасительница» согласно легенде родилась из слезы Бодхисаттвы, божества сострадания Авалоки-тешвары. Ее легко узнать по семи глазам на голове, ладонях и стопах. Таким образом она может услышать любого человека, находящегося в любом уголке мира и нуждающегося в ее помощи. У Белой Тары в руках часто изображают белый лотос — символ ее чистоты.
Она занимает особое место среди божеств, почитаемых в Тибете. Считается, что Белая Тара дает долголетие, защищает людей, когда они пересекают Океан Существования, также ей поклоняются как помощнице в делах и бизнесе. Иногда ее называют Семиокой Тарой. Изображается сидящей в позе полного лотоса.
Кроме того, есть и другие формы Тары, практики которых служат для определенных целей. Так, Желтая Тара защищает от грабителей и других напастей во время путешествий и войн. Существуют и гневные формы Тары. Воплощениями Зеленой и Белой Тары были две жены царя Сонгцэн Гам-по, китайская и непальская принцессы. Кроме того, многие женщины — святые подвижницы были признаны воплощениями Тары.
Отдельный большой разряд пантеона составляют Дхармапалы или «Защитники Учения». Существует множество видов Дхармапал. Высшие среди них — — это просветленные существа, сознательно, из сострадания, принявшие гневный облик для защиты учения от нападок недругов и искажений, для помощи практикующим и предостережения их от ошибок. Дхармапала-ми стали также многие могущественные божества, которых укротил Падмасамбхава и связал строгими обязательствами. Кроме того, есть большое количество непросветленных защитников. Поскольку согласно тибетским представлениям свои духи-охранители есть у каждой местности — — горы, реки, озера и даже дерева, то этот разряд пантеона наиболее многочисленный. Существует детальная классификация всех духов на восемь классов и множество подклассов. Буддизм не запрещает делать подношения и использовать этих мирских духов, если практикующий понимает это как искусное средство для достижения временных целей, только помогающее осуществлению высшей цели — — окончательного просветления.

В число восьми основных дхармапал входят гневные проявления главных Бодхисаттв и божества, укрощенные Падмасамбхавой. Дхармапал можно узнать по красным волосам, ореолу из огня и короне, состоящей из 5 черепов.
Во многих школах тибетского буддизма главным защитником является Махакала («Великий Черный») — гневная форма Бодхисаттвы Авалокитешвары. Одно из индуистских божеств, нашедших свое место в буддийском пантеоне, буддистская форма индуистского бога Шивы. Существует всего 75 его форм — двурукая, четырехрукая, шестирукая, с супругой и даже Белый Махакала. Махакала втаптывает ногами демонов и держит в руках различные устрашающие атрибуты — капалу, трезубец и др.
Другим известным дхармапалой является Ямантака (победитель бога смерти Ямы). Он — гневное проявление Манджушри. Существует много его форм — черная, красная и ужасающая форма Ваджрабхайрава, в которой он изображен с 16 ногами, 32 руками, держащими символы Тантры и 9 головами, верхняя из которых — голова буйвола. На каждой голове — корона из черепов и третий глаз.
После покорения бог смерти Яма сам стал дхармапалой. Он часто изображается с бычьим лицом и рогами.

Источник: http://www.kunpendelek.ru/library/buddhism/base/symbols-of-buddhism/2686/

Есть ли Бог в Буддизме?

Я буддистка, мои родные, мои предки — все буддисты.

Так вот: у нас Бога нет, и не было, и не будет.

Я сама для себя Бог, я грешна, я такая, какая есть, я люблю этот мир таким, какой он есть, я не сетую на судьбу.

Мне с пеленок прививали буддизм, потому что это семейная традиция: быть буддисткой, я должна знать свои мантры, я должна с покрытой головой «капать» в момент чтения ламой «моих молитв» в зависимости от года моего рождения, чтобы у меня «открылась дорога на запад» или чтобы » мой ребенок удачно съездил на конкурс», после этого я три дня не должна ничего «брать» и «давать»….

Но моя мама ни в коем случае не заставляла меня посещать дацан и «верить».

Даже слово «верить» я не могу здесь применить в полном смысле, это не вера, это философия.

Жизненная философия.

А эти обряды, молитвы, ношения атрибутики лишь как символы.

Они работают, пока ты сама «веришь», «веришь в веру».

В 15 лет я стала ходить в церковь за компанию с подружкой, на четвертом курсе ВУЗа я общалась с американцами: учила разговорный английский и вникала в протестантство, это никак не порицалось моими родными, они никак это не комментировали, ведь я «искала себя».

Бога нет, я живу, не держа зла на судьбу, я ни на кого не обижаюсь, я люблю всех людей без исключения, я принимаю их такими, какие они есть, я постоянно работаю над своим телом и мыслями.

Там где «моют кости» соседям, я молчу, там, где убеждают в обратном, я киваю, может быть и соглашусь, но останусь верна своим убеждениям, там где лежит мусор, я уберу, даже под насмешки прохожих.

Потому что мысли у меня должны быть чистыми, как и тело, также и все мое окружение.

Поэтому не переедай, много тряпок не покупай, лишнего не болтай, о странных поступках коллег меньше думай, жизнь соседей не обсуждай, себя над другими не возвышай, лучше послушай пенсионерку в автобусе или ребенка, только начинающего говорить.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/530864-est-li-bog-v-buddizme.html

Основные боги буддизма

Очень многих людей, которые только начинают изучать буддизм или интересуются, проникаются его идеями, поражает отсутствие самой идеи бога. Пожалуй, это единственная в мире религия, основанная на том, что бога нет. Для многих исследователей это дает возможность утверждать, что буддизм не является религиозным течением, а это медитативно-философская практика. Сложно давать какие-то точные определения столь аморфному понятию, ведь Будда четко дал понять, что саму идею Творца всего сущего он отрицает полностью. Впоследствии в буддизме, особенно махаянском, появились тенденции некоторого обожествления самого Будды как воплощения некоей высшей духовной сущности. В учении о трех телах Будды можно найти параллели с христианской троицей, хотя логика здесь совершенно иная. Но, видимо, люди все-таки одинаковы по своей природе, какими бы они ни были по цвету кожи и месту рождения. Им нравятся одни и те же вещи, их головы посещают похожие идеи. А еще люди упорно хотят верить, что где-то там, в недостижимой дали есть нечто, неважно, кто это — Бог, Будда, Создатель Вселенной, инопланетяне или жители параллельных миров — кто позаботится о них, ответит на мучающие сложные вопросы, поможет с тяжелый момент. Так рождаются религии. Тем более отличным от них кажется учение Будды. Но на деле, если хорошо в нем разобраться, оказывается, что теистические чаяния человечества все-таки наложили на него свой отпечаток, только немного не в том понимании, которое мы привыкли вкладывать в определение бога.

Будда и его неприятие божественной идеи

На самых ранних этапах, при жизни Будды и в ближайшие столетия после его смерти, буддизм был, так сказать, в «чистом виде». Сам Будда категорически отвергал наличие Бога, так как божественная доктрина противоречила самой его идее о возможности избежать колеса сансары и подняться на более высокую ступень развития, стать более духовной сущностью. Зачем такие испытания, если есть Бог? Он вездесущий, всемогущий и всевидящий, он заступится за верующего человека, если он будет поклоняться богу и приносить ему определенные приношения. В буддизме же все строится на совершенно другой основе. Нет бога, который сделает что-то за тебя, есть только ты и твое желание стать лучше, измениться на духовном уровне. То есть в буддизме раннего периода полностью отсутствуют отношения сделки, столь характерные для других религий. Там связь с богом — типичная сделка по принципу «ты — мне, я — тебе». Человек верит в бога, делает ему приношения и молится — одна часть сделки, бог следит за благополучием верующего и прощает ему грехи — вторая ее составляющая. Такая простейшая «философия» лежит в основе всех религий, от самых древних до христианства, а также современных мессианских и космогонических сект.

Будда же одним махом отмел все это, заявив, что бога нет, потому что вера в него несет вред. Она несовместима с идеей прекращения сансары и попадания в нирвану человеком, ведь любое божество может вмешаться в ход его действий. В этом плане Будда предстает перед нами как скептик, который оценивает саму идею существования бога как несущую вред человечеству, заставляющую его быть инертным и надеяться не на свои силы и возможности, а перекладывать все на божественное провидение.
Следует оговориться, что отрицалось существование только бога как верховной сущности, единственного руководителя всего живого, который является венцом творения и может распоряжаться всем сущим по своему усмотрению, ибо «неисповедимы пути господни». Сама идея его существования свела бы на нет все идеи Гаутамы, так как при наличии всемогущего бога человечеству просто незачем стремиться вырваться за пределы сансары и достичь просветления. Однако признание того факта, что боги (во множественном числе!) существуют, зафиксировано в речах самого Будды. Следовательно, говорить стоит о том, что боги в буддийском пантеоне есть, но они не вмешиваются в жизнь людей, так как сами подвержены сансаре. Речь может идти только о том, что в буддийской практике нет такого понятия, как верховный властитель, как в других крупнейших мировых религиозных учениях, которые исповедуют монотеизм.

Рассуждая о буддийской традиции, следует помнить, что это очень древнее учение, с большим количеством разнообразных школ, направлений и ответвлений, поэтому существует множество трактовок и определений божественности. Разобраться во всем этом сразу, с налету, и вывести точные формулировки, понятные, как математические формулы, не удастся никому. В этом состоит особая прелесть этого учения — здесь каждый может найти для себя подходящий ответ, так как имеются одновременно и твердые, устоявшиеся каноны, и зыбкое определение духовности, которое каждый волен понимать (и трактовать) по-своему. Возможно, именно отсутствие довлеющей власти единого Бога так привлекает в буддизме современных жителей западных стран.

Изменения в буддизме после Будды

После смерти Будды человеческая природа, столь страстно желающая верить в высшего защитника и покровителя в лице бога, постепенно налагала отпечаток на буддистские теории и практики.

Начать надо с обожествления самого Будды. Надо сказать, что в сознании большинства западных жителей до недавнего времени, а может быть, и сейчас тоже, существовало мнение, что Будда — это бог буддизма. Для многих сам факт существования верований без божества — верховного или же целого их сонма — кажется просто невероятным. В этом плане европейцу более близок индуизм с его сотнями больших и малых божеств, нежели буддизм, отвергающий саму идею Бога.

В случае с буддизмом сознание цепляется за факт, что Будда был человеком, царевичем Гаутамой, который изменился духовно, достиг нирваны и стал Буддой, просветленным. В нашем сознании, накрепко связанном с христианской теологией, это ассоциируется с воскресением и вознесением Иисуса Христа, сына божьего. Такие ассоциации заставляют нас, пусть подсознательно, но считать Будду существом высшего порядка, значит, по крайней мере, ровней богам.

Примерно по этому же пути пошли последователи Махаяны. Они создали учение о трех телах Будды, высшее из которых — Дхармакая — считается абсолютным проявлением духовной сущности, суть самого мироздания, которую невозможно постичь умом или определить при помощи органов чувств. Для этого нужно достичь просветления.

Теоретически здесь все правильно с точки зрения буддизма, ведь сам Будда достиг просветления, значит, изменился и обрел-таки высшее тела, Дхармакаю. Но, в то же время можно сказать, что появление этого учения стало началом обожествления самого Будды, противореча его изначальным постулатам. А еще в этой идее наше христианское сознание отчетливо видит параллели с идеей Троицы и Святого духа. Пусть это все на другом уровне, как бы перенесенное в другую реальность, но сходство все равно имеется.

Боги в буддийском пантеоне

При том, что идея существования верховного божества категорически отвергалась, в буддизме признавалось существование других божественных существ, дэвов, которые обитали в высшем свете и бывших столь же подверженных действию кармы и сансары, как и обычные смертные жители Земли. То есть в буддийской космогонии не отвергается сама идея существования созданий иного уровня, превосходящих человечество по многим аспектам, но утверждается, что существа эти живут по столь же универсальным космическим законам, что и люди. Никакого верховного бога, управляющего всеми делами и вершащего судьбы как человечества, так и других миров, попросту не существует. Жители же «верхнего мира», как и земляне, могут достичь нирваны путем самосовершенствования.

Однако те, кому посчастливилось побывать в одном из храмов Тибета, где буддизм занимает лидирующие позиции, скажут, что священные места здесь буквально заполнены сонмами божеств. На первый взгляд, все это крайне плохо сочетается с идеей Будды об отсутствии главного, верховного бога. На самом деле все эти многочисленные божества — на самом деле лишь символические изображения различных проявлений и аспектов умственной деятельности адептов будизма. Именно поэтому многие сотни, если не тысячи вариантов изображения Будд в разных позах, с телами различного цвета, держащих многочисленные предметы, — это всего лишь воплощение отдельной части Будды, что вполне согласуется с идеей о трех телах.

Кроме различных воплощений и проявлений самого Будды, в храмах имеются изображения Бодхисаттв — особых существ, достигших просветления, но сознательно не направившихся в нирвану с целью спасения всех живых существ мира. Бодхисаттвы в Махаяне считаются существами, не стремящимися в нирвану, но и уже не подвластными сансаре.

Существует и более конкретное определение бодхисаттв. Это махасаттвы — великие существа из пантеона Махаяны, которые служат помощниками для людей при их начале пути к просветлению. Но в сознании большинства верующих они воспринимаются как локальные божества, дарующие определенные жизненные блага. Таким бодхисаттвам поклоняются, делают их статуи, отличающиеся особой красотой и великолепием украшений. Можно сказать, что для простого народа, исповедующего буддизм, бодхисаттвы являются аналогами христианских святых, иконам которых они молятся, прося для себя здоровья, счастья, успеха и прочих радостей жизни. Так что «рядовые» боги в буддизме все-таки есть, хотя и с определенной натяжкой, ибо настоящие, глубокие исследователи этого направления обязательно найдут веские обоснования, почему бодхисаттв и святых нельзя считать божествами в полном смысле этого слова.

Не претендуя на роль истины в последней инстанции, можно сказать, что буддизм действительно считается религиозно-философским учением, отвергающим существование бога как верховной сущности, вершителя судеб людей, но наделенного рядом черт, характерных для религиозных практик. Сам Будда признавал существование божеств, но утверждал, что и они страдают от сансары, только на своем уровне. Исконному учению чужда идея монотеизма, то есть существования единственного, верховного бога, что так характерно для трех главных мировых религий — христианства, ислама и иудаизма. Но прослеживаются следы последовательного обожествления самого Будды, превращение его из создателя учения в его воплощение. Эту мысль отвергают сами сторонники и исследователи буддизма, но для народного понимания так намного проще верить и поклоняться, очевидно, это стремление присутствует в человеке чуть ли не на генетическом уровне.

Так что однозначно говорить о том, есть или нет бога в буддизме нельзя. Если подойти только с точки зрения «правильных» определений и тех сведений, что лежат на поверхности, то да, в буддизме Бога, как такового, нет. Это заставляет говорить о буддизме не как о религии, а о «спиритуалистической философии», то есть о духовном учении. С другой стороны, анализируя многочисленные источники и труды ученых, как восточного, так и западного происхождения, можно отметить, что здесь имеется множество признаков религиозного поклонениям и завуалированных форм веры в бога. Видимо, все-таки человеческая природа с ее постоянным стремлением найти себе верховного защитника и покровителя начинает преобладать и борется даже с таким могучим разумом, каким обладал великий и непостижимый Будда.

Источник: http://yogarossia.ru/buddhism/filosofiya-buddisma/osnovnye-bogi-buddizma.html

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Пантеон буддийских божеств насчитывает десятки будд и бодхисаттв. Чаще всего они имеют мужское обличие, но среди них встречаются также и женские божества. Их можно увидеть на картинах, танка, статуэтках. О них мы сегодня и поговорим.

Итак, тема нашей сегодняшней статьи — буддийские богини. Вместе мы узнаем, каковы их имена, что они символизируют, за какие стороны жизни отвечают и какой внешний облик для них характерен.

Женские божества
Праджняпарамита
Зеленая Тара
Белая Тара
Кхадиравани
Ситатапатра
Маричи
Сарасвати
Курукулла
Заключение

Женские божества

В буддийской философии мужское начало часто переплетается с женским. При этом считается, что мужчина – это дух, а также олицетворение сострадания. Женщина же – это материя или, согласно другой интерпретации, символ мудрости.

Эти две формы не могут идти по отдельности, они взаимодополняют друг друга. При этом мужской образ обычно считается основным, а женское воплощение – его дополнением, союзником, супругой. Ярким примером тому являются Манджушри с Сарасвати, Ваджрадхара с Лхамо.

Манджушри с Сарасвати

На рисунках внешний вид богини предопределяется внешностью и могуществом ее спутника: она принимает похожую позу, имеет такие же украшения, одежду, цвет волос и глаз, количество рук, оружие, средство передвижения.

При этом существуют самостоятельные, не зависимые от мужского обличия богини. Они являют собой воплощение образа матери, покровительницы или абстрактных извечных понятий, например, любви, сострадания, веры, учения, мудрости, защиты, гармонии. К главным из покровительниц можно отнести Тару, Маричи, Шридеву.

Божеств женского пантеона в буддийской традиции также называют «дакини». В переводе это значит «парящая в небе», «небесная путешественница». К ним относятся женщины, достигшие Просветления, бодхисаттвы-женщины, выражение активности, энергии различных будд.

Дакини парят, танцуют, летают в воздухе, сражаясь с демонами, приходя на помощь всем молящимся богам. Они могут изображаться как в образе прекрасных дев, так и в виде старух, приводящих в ужас.

Каждая обладает своими атрибутами:

  • позой;
  • положением рук;
  • личными предметами;
  • драгоценностями;
  • нарядами.

Ключевые особенности понятия Бога-Абсолюта

Нельзя сказать, что буддизм – религия без Бога, хоть и отрицает его как такового. Проблему стоит рассматривать гораздо шире:

  1. В учении буддизма присутствуют существа, в некотором роде приближенные к божествам (дэвы), но не в таком смысле, как божества западных религий. Они точно так же, как и люди, испытывают страдания, перерождаясь в «колесе сансары». Будда понимается наиболее мудрый среди божеств, «учитель богов».
  2. В разных школах буддизма есть понятия, отождествляемые с Богом – единая природа Будды или Татхагатагарбха.

Бог в буддизме называется разными именами:

  • Творец или первопричина (причина появления мира и все в нем). Разумом нельзя постичь первопричину. Если выполнять «правильные» действия, то человек сумеет сам узнать ответ.
  • Брахман – «душа мира». Он неизменный, бесконечный, недвижимый. Его тесно связывают с понятием атмана – «самостью», «высшим Я», «духом». То есть это духовная сущность, осознающая после «пробуждения» свое существование.
  • Абсолют – первооснова всего. Тождественные понятия – абсолютный разум, абсолютный дух, абсолютное сознание и др.

Понятие Бога еще иногда связывают с почитанием «трех драгоценностей»: Будды, учения (дхармы), общины монахов (сангха). Относительно самого Будды две школы буддизма имеют свои представления. В Махаяне его понимают как Дхармакая, явившееся в мир с благими целями не в качестве обычного человека, а как высшее существо. В тхераваде придерживаются того убеждения, что Будда – это человек, сумевший достигнуть нирваны собственными усилиями.

Пожалуй, одна из самых важных доктрин буддизма – доктрина личности (анатмавада). Согласно ей, не существует понятия индивидуального и вечного «Я», также рассматриваемого как душа (атман). Согласно учению буддизма, именно «Я» является причиной возникновения привязанностей, влечений и страстей, а это – непрерывные страдания, порождаемые сансарическим существованием.

Брахма и другие божества, упоминаемые в Палийском Каноне

Создатель вселенной, то есть Брахма – один из богов, упомянутых в Палийском Каноне или Типитака

(ранние буддийские тексты, написанных на языке пали). Существует несколько миров и типов Брахм, но все они так же, как и люди, втянуты в сансару, отчего подвержены старению и смерти.

В текстах еще упоминаются другие боги буддизма: Лакшми, Притхви, Шива, Сарасвати, Вишну, Якши, Праджапати и другие. Но если в индуизме их принимают действительно как воплощение высшего божества, то в буддизме они точно такие же пленники сансары, как и люди.

Согласно учению Будды, боги в буддизме существуют в терзаниях между избытком удовольствий и постоянного беспокойства.

Значение Татхагатагарбха

Понятие Татхагатагарбха состоит из двух слов. Татхагата означает «тот, кто так ушел» или «тот, кто так пришел» (одно из имен Будды), а «гарбха» имеет носит два смысла:

  1. Эмбрион, зародыш. Это означает, что состояние Будды присуще каждому живому существу. Изначально каждый наделен божественной природой и может стать Буддой. Такая точка зрения присуща практически всем направлениям Махаяны.
  2. Вместилище, лоно. Согласно этой точке зрения, в каждом существе действительно есть сущность, называемая природой Будды. Но, вопреки ранее описанной теории гарбхи, провозглашается, что все живые существа уже и есть Будды. В рамках этого понимания есть два мнения. Тибетская ветвь Махаяны придерживается взглядов, что для того, чтобы стать Буддами, просто необходимо пробудить потенциал. Другие направления (например, дальневосточный китайский буддизм) полагают, что природа Будды уже пробуждена и для этого ничего не нужно делать.

Статуя Будды

Упомянем также понятие боддхисаттвы (бодисатва, бодхисатва). Его следует понимать как существо с просветленным сознанием, того, кто достиг нирваны, но отказался уходить в нее ради спасения всего живого от страданий и сансары.

Бодхисаттва

Источник: https://maelinhon.org/predstavlenie-o-boge-v-buddizme/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *