Благоверный великий князь Димитрий Донской.

01.06.2011

Св. Димитрий Донской родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, св. Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским. Он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.packa.ru

Все новости раздела

Источник: http://www.packa.ru/monitoring/?ID=6604

Св. Димитрий Донской родился в 1350 году. Оставшись в девять лет без отца, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие св. кн. Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. В 12-летнем возрасте заняв великокняжеский престол, он посвятил себя делу объединения русских земель под главенством вел. князей московских и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

В 1380 г., собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, св. Димитрий просил благословения у прп. Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму.

Великий князь наравне с простыми воинами бился в жестокой сече. Большая часть 150-тысячного войска погибла в «сече лютой и великой», многих погребли на поле битвы и построили тут же кладбищенский храм Рождества Пресвятой Богородицы (в день этого праздника произошло сражение). За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) св. Димитрий стал именоваться Донским. В благодарность Богу за Куликовскую победу он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и по обету основал Николо-Угрешский монастырь на месте, где по пути на поле Куликово в лесу на дереве увидел образ свт. Николая. В Троицкой обители князь впервые совершил всенародное поминовение убиенных воинов и повелел делать это и впредь. Так были установлены Димитриевские родительские субботы.

С именем кн. Димитрия Донского связано также строительство Голутвинской обители, московской церкви Всех Святых на Кулишках и каменного Успенского собора Симонова монастыря. Не только в храмостроительстве проявлялось глубокое благочестие Димитрия. Боголюбивый князь ежедневно посещал храм, постом каждый воскресный день приступал к Св. Тайнам, носил власяницу под княжескими одеждами. После великой победы князя ждали тяжелые испытания. Летом 1382 г. новый татарский хан Тохтамыш с несметным войском двинулся на Москву, разоряя русские земли, и фактически уничтожил столицу. Татары убивали всех подряд, грабили церкви, оскверняли алтари, жгли книги: сокровищница княжеская была расхищена. По преданию, Димитрий Иоаннович плакал на развалинах города и велел похоронить убитых на свои деньги.

Возобновились и внутренние междоусобицы — старая вражда с Тверью и Рязанью. Лишь преп. Сергию Радонежскому удалось убедить князя Олега Рязанского заключить мир с Москвой. Почувствовав приближение кончины, князь Димитрий послал за преп. Сергием, который был главным свидетелем при составлении духовного завещания и преподал св. Димитрию необходимые таинства (по кончине же его присутствовал на отпевании). В завещании св. Димитрий заповедал детям глубоко чтить их мать святую вел. кн. Евдокию (в иночестве Евфросинию), боярам жить по заповедям Божиим, утверждая мир и любовь. Св. Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, едва достигнув 40 лет, и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Источник: http://kuzbass85.ru/2011/06/01/1-iyunya-pamyat-svyatogo-blagovernogo-velikogo-knyazya-dimitriya-donskogo/

Дмитрий Иванович Донской (к 665-летию со дня рождения)


Дмитрий Иванович Донской – великий князь московский (с 1359), владимирский (с 1362) и новгородский (с 1386), выдающийся государственный деятель, прославленный полководец. С его именем связано укрепление руководящей роли Москвы в объединении русских земель и совместной защите их от иноземных завоевателей, в том числе победа в Куликовской битве (1380).
12 октября 1350 года в Москве в семье второго сына Ивана Калиты удельного князя звенигородского Ивана Ивановича Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны родился сын. При крещении ему дали имя Дмитрий в честь святого Дмитрия Солунского.

Святой благоверный великий Московский князь Дмитрий Донской. Художник В. Маторин.
О детстве будущего великого князя известно совсем немного. В «Слове о житии великого князя Димитрия Иоанновича» говорится: «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, и с младенческих лет возлюбил Бога. Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал». Отец все свободное время находился рядом с сыном и обучал его.
После смерти от чумы в 1353 году старшего брата Симеона Гордого отец Дмитрия Ивановича стал великим князем, после чего в 1355 году совершил традиционную для русских князей поездку в Золотую Орду, взяв с собой богатые подарки великому хану, его семейству и вельможам. В Сарае он получил ярлык на великое княжение и стал первым по старшинству правителем на Руси. Так судьба княжича Дмитрия сделала крутой поворот: из наследника небольшого звенигородского удела он стал наследником московской великокняжеской власти.
Великий князь Иван Иванович Красный, правил недолго. Он умер от чумы 13 ноября 1359 года в возрасте 33 лет. На московский престол взошел его старший сын, девятилетний Дмитрий. Наставником юного князя и правителем Московского княжества в это время стал митрополит Киевский и всея Руси Алексий. Это был человек огромного ума, большого такта, широкого политического кругозора. Он имел поддержку среди большинства православных людей, живших в Московском княжестве, что по тем временам имело решающее значение. Более того, в качестве верховного главы русской церкви Алексий обладал вполне реальной властью над всеми русскими князьями без исключения. Он умело пользовался своим авторитетом для проведения в жизнь идеи главенства Москвы в Северо-Восточной Руси. Повзрослев, Дмитрий не раз советовался с ним, продолжая политику отца и деда по собиранию русских земель вокруг Москвы.

В 1360 году митрополит Алексий отправляет юного Дмитрия во главе московской делегации в Сарай за ханским ярлыком на великое княжение. Поездка была сопряжена с большой опасностью, но при этом являлась и крайне важной с политической точки зрения. Будущий великий князь с юных лет учился основам дипломатии и мудрости правителя. Поездка оказалась неудачной – великокняжеский владимирский престол маленький князь Дмитрий Московский утерял, т.к. в Орде не было практики выдавать ярлыки на великое княжение вассалам-детям, и ярлык ушел в Суздальско-Нижегородское княжество к князю Дмитрию Константиновичу. Москва лишилась власти над большой территорией великокняжеских земель со значительным населением. Казалось, что будущее не сулит юному князю Дмитрию Московскому особо радужных надежд, что с мечтой о первенстве Москвы на Руси покончено…
В Золотой Орде в это время шла кровавая ханская междоусобица, в результате которой за несколько лет сменилось несколько десятков ханов. Русские летописцы очень точно назвали происходившее «великой замятней». «Замятней» воспользовался митрополит Алексий. Используя заинтересованность очередного золотоордынского хана в русском серебре, он в 1361 году отправляет повзрослевшего Дмитрия в поездку в Сарай. Подарки возымели свое действие, и в 1362 году хан Мурат дал 12-летнему московскому удельному князю желанный ярлык на великое княжение.
Воодушевленные этим успехом, московские бояре, посадив на коней малолетних наследников московского престола – Дмитрия, его брата Ивана и двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского – «пошли войной» на Суздаль. После длительного противостояния войск двух княжеств Дмитрий Константинович Суздальский уступил, а Дмитрий Иванович получил право единолично считаться великим князем. В 1363 году Дмитрий «взял свою волю» и над князем Константином Ростовским.
Впоследствии военно-политический союз двух Дмитриев был скреплен браком московского князя Дмитрия с дочерью Дмитрия Константиновича Евдокией. Отец Евдокии при этом отказался от ярлыка на Владимир в пользу Москвы. Вскоре к Москве отошли и связанные с Суздалем нижегородские земли. Свадьба состоялась 18 января 1366 года. Сыграли ее в Коломне, т.к. Москва полностью выгорела от очередного пожара. Не устоял даже дубовый кремль Ивана Калиты, стены которого были обмазаны глиной и побелены известью.
Вскоре московская рать во главе с Дмитрием Ивановичем выступила к Нижнему Новгороду. Младший брат суздальско-нижегородского князя Борис решил отвоевать права на княжение у своего старшего брата Дмитрия Константиновича, но московские войска подоспели вовремя, и все закончилось миром.
Однако не только свадьбой и борьбой за права тестя занимался в то время юный князь Дмитрий Иванович. Он затеял в Москве грандиозное строительство. «В зиму 1367 года князь великий Дмитрий Иванович, – сообщает Рогожская летопись, – погадав с братом своим Володимиром Андреевичем и со всеми боярами старейшими и задумал ставить город каменный Москву. Да что умыслил, то и сотворил». Известняковые камни для строительства Кремля возили на санях по руслу замерзшей реки Москвы, а весной сплавляли на плотах из Мячковских каменоломен, которые находились недалеко от Москвы. Ворота нового Кремля были гостеприимно раскрыты для ханских послов (Дмитрий предпочитал откупаться от них богатыми подарками), но для других соседей и князей-соперников Кремль стал мощной защитной крепостью.

Московский Кремль при Дмитрии Донском. Художник А. Васнецов.
Кроме мер оборонительного характера (строительством Кремля) Дмитрий Иванович вместе с митрополитом попытались сокрушить тверского властителя. Алексий вызвал Михаила Тверского в 1368 году в Москву якобы для третейского суда с его двоюродным братом. Несмотря на гарантии неприкосновенности, данные митрополитом и великим князем Дмитрием, тверской князь и его бояре были схвачены и разведены по боярским дворам в заточение. Лишь вмешательство ордынских послов, оказавшихся тогда в Москве, вернуло Михаилу свободу.
Озлобленный князь, вернувшись в Тверь, стал энергично готовиться к войне с Дмитрием Ивановичем. Не дожидаясь, пока Михаил соберет силы, Дмитрий Московский двинул полки на противника, и тот бежал в Литву, к великому князю Ольгерду, который был женат на его сестре. Восемнадцатилетний Дмитрий еще не обладал достаточным военным опытом и не принял необходимых мер на западных рубежах. Ольгерд же стремительно поднялся в поход. О нашествии литовских войск в Москве узнали слишком поздно. Наспех собранный московский сторожевой полк под руководством воевод Дмитрия Минина и Акинфа Шубы был полностью уничтожен превосходящими силами литовской конницы на реке Тросне 21 ноября 1368 года. Ольгерд устремился прямой дорогой к Москве. Дмитрий Иванович укрылся в своем стольном граде и приготовился к осаде. В течение 3 дней войска Ольгерда осаждали новую каменную крепость, но взять ее так и не смогли. Захватив добычу и пленных, он ушел в Литву. Впервые за 40 лет Московское княжество было опустошено так, что московские летописцы сравнили нашествие Ольгерда с Батыевым походом. По итогам «литовщины» Дмитрию Ивановичу пришлось возвратить Михаилу Тверскому земли Клинского княжества.
В последующие несколько лет, пока длилась война Москвы с Тверью (1368–1375), Ольгерд еще дважды пытался напасть на Москву, но каждый раз его поход заканчивался неудачей. В борьбе за старшинство среди русских князей верх одержал Дмитрий. Успех молодого московского правителя объяснялся мудрой поддержкой митрополита Алексия, помогавшего своему воспитаннику в деле объединения княжеств и присоединения к Москве Углича, Галича, Белоозера, а также Костромского, Дмитровского, Чухломского, Стародубского княжеств. В начале декабря 1374 года князь Дмитрий Иванович собрал русских князей и бояр в Переславле-Залесском, где обсуждались пути избавления страны от ордынской зависимости. В 1375 году Дмитрий разбил под Любутском литовское войско Ольгерда. Ордынская помощь литовскому князю вовремя не пришла, и Михаил Тверской, «видя изнеможение свое, понеже вся Русская земля возста на него», просил вместе со своим зятем Ольгердом у Дмитрия мира. Договором 1375 года между Тверью и Москвой тверской князь низводится до положения «младшего брата» великого князя московского и навсегда отказывается от притязаний на великое княжение и соглашается на союз с Дмитрием против Золотой Орды. Это первое в истории письменное указание на намерение Москвы создать союз русских княжеств для защиты от ордынцев и литовцев.

Военный союз русских князей становился реальной силой, и в Сарае это поняли. Конные отряды золотоордынцев напали на земли Нижегородского княжества и пограбили их. Тогда московские полки и рать Нижнего Новгорода в 1377 году предприняли ответный поход на ордынский город Булгар. Состоялся бой, но до штурма города дело не дошло. Его жители выслали челобитчиков, с целью откупа. Русские войска с богатой добычей возвратились домой. Кроме того, русские посадили в Казани своих сборщиков податей и таможенника, чтобы тот следил за правильностью торгового обмена местных и иноземных купцов с русской стороной.
Победный поход русских ратников на Булгар вызвал вполне понятное неудовольствие в ставке фактического правителя Орды Мамая. В ту пору к могущественному темнику («командующий десятитысячным войском») как раз перебежал из-за Волги некий царевич Арапша (Араб-шах), и с большим конным войском он двинулся на Нижний Новгород. Московский князь пришел на помощь своему тестю Дмитрию Константиновичу Нижегородскому. Однако о враге не было вестей, и Дмитрий вернулся в Москву, оставив войска на попечении воевод. Но дозоры в лагере не выставлялись. Оружие находилось в обозах. 2 августа 1377 года золотоордынцы, проведенные по тайным лесным тропам по приказу мордовских князей, внезапно обрушились на русский стан и разгромили его. Во время бегства много людей утонуло в реке или попало в плен. Татарская конница преследовала убегавшие войска и через три дня ворвалась в Нижний Новгород, опустошила его и сожгла. Нижегородского князя в ту пору в городе не было – он находился в Суздале, это и спасло его от гибели. Опустошив окрестные волости, золотоордынцы ушли в степи. Теперь поход большого, объединенного ордынского войска на Московскую Русь стал реальностью. Дело было лишь во времени.
В феврале 1378 года скончался митрополит всея Руси Алексий. Двадцать восемь лет прожил Дмитрий под его духовным присмотром, и не в чем не мог он упрекнуть своего митрополита. За эти годы Дмитрий Иванович превратился в талантливого политика и военачальника, окруженного опытными воеводами. Среди соратников великого князя выделялись полководческими навыками Владимир Андреевич Серпуховской и Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский. Позднее к ним присоединились братья Ольгердовичи – Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский. Москва стала привлекать к себе множество храбрых и энергичных людей, в том числе из других княжеств и т. д. Увеличился постоянный состав русского войска – до 20 тысяч дружинников, появились слаженные пехотные полки, состоявшие из городских и сельских ополченцев. Значительно улучшилась организация войска: было создано единое командование, чаще проводился общий сбор. В годы, предшествующие Куликовской битве, возросла выучка русских воинов. Конница получила на вооружение сабли, оказавшиеся весьма удобными в схватках с ордынской конницей.
В 1378 году, летом, Мамай послал большое войско во главе с темником Бегичем в поход на Русь. Князь Дмитрий Иванович сумел хорошо организовать разведку намерений противника, и русские перекрыли брод через приток Оки – реку Вожу. Здесь собирались переправляться ордынцы. Русские заняли выгодную позицию на холме. Появление большого русского войска застало Бегича врасплох, и он несколько дней простоял на берегах реки, не решаясь ее перейти. Однако 11 августа 1378 года, переправившись, конница Бегича атаковала центр русского войска, но ее, как клещами стали сдавливать русские фланги. Большой полк во главе с Дмитрием Ивановичем атаковал золотоордынцев в лоб, а с флангов удары нанесли полки правой и левой руки под командованием воеводы Тимофея Вельяминова и рязанского князя Данилы Пронского. Татары побежали. Многие из них утонули, переправляясь через реку. Погибли Бегич и еще несколько мурз.
Поражение и гибель Бегича на Воже сильно подорвали авторитет Мамая. Испугавшись усиления московского правителя, Мамай решил сломить возраставшую мощь Руси, усилить ее зависимость от Орды. Он собрал войско, в которое помимо монголо-татар входили также отряды черкесов, осетин, армян и некоторых других народов. На соединение с Мамаем выдвинулись войска литовского князя Ягайло Ольгердовича. Новое сражение с московским войском было назначено на конец лета. Получив известие об этом, Дмитрий объявил сбор всех полков в Москве и Коломне на 15 августа 1380 года. На помощь ему привели свои полки удельные князья. За духовной поддержкой Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому, который благословил князя на битву и предсказал его победу. В благословенной грамоте говорилось: «Иди, господин, иди вперед. Бог и Святая Троица поможет тебе!» Русская церковь впервые с момента установления зависимости русских земель от золотоордынских ханов одобрила открытую борьбу с ними.

Преподобный Сергий Радонежский благословляет святого благоверного князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Художник А. Кившенко.
План битвы был смелым и точно рассчитанным. Дмитрий задумал разбить войско Мамая еще до соединения с ним литовцев и поэтому продвинул свои полки далеко на юг. Войска перешли через Дон, тем самым отрезав себе все пути к отступлению и оказались в чистом поле, чтобы сразиться с ордынцами.
Кровопролитное сражение на Куликовском поле произошло 8 сентября 1380 года. Русские полки построились в пятиполчный ряд. Впереди поставили сторожевой полк, задачей которого было не позволять ордынским конным лучникам засыпать ливнем стрел главные силы русских. Затем стоял передовой полк, которому предстояло принять на себя первый удар главных сил Мамая. За передовым выстроился большой пеший полк. На флангах стали полки правой и левой руки. На случай, если неприятель где-нибудь прорвет русский строй, был оставлен в тылу резервный отряд. В густой дубраве на левом крыле укрылся сильный засадный полк. Засадой командовали князь Владимир Серпуховской и воевода Дмитрий Боброк-Волынский. Этому полку предстояло выйти на поле Куликово в самую решающую минуту. Известно, что ордынская конница так и не обнаружила русский засадный полк.
Перед сражением Дмитрий Московский объехал все построившиеся на поле полки и обратился к ним с традиционным призывом постоять за Русскую землю. Он прекрасно понимал, что враг в первую очередь попытается обезглавить русское войско, поэтому поменялся с боярином Михаилом Бренком головным убором московского государя и в простых воинских доспехах встал в первые ряды передового полка. Сражение началось около 12 часов дня поединком русского воина-инока Александра Пересвета и ордынского богатыря Челубея. Два витязя сошлись на копьях, оба погибли, но Пересвет в отличие от Челубея остался в седле. Противник воспринял это, как плохое предзнаменование исхода битвы. После поединка богатырей ордынские всадники пошли в атаку. Они смяли русский сторожевой полк, который был вынужден отойти к передовому полку, но и тот не выдержал натиска врага. В битву вступил большой пеший полк, а затем и полк левой руки, который вскоре был прорван ордынцами. Врага остановил русский резерв, сразу же вступивший в бой. Засадный полк ударил в тыл и во фланг прорвавшейся к Дону ордынской коннице. Этот удар позволил русским князья и воеводам перестроить полки для продолжения битвы. Мамаево войско было наголову разгромлено и обращено в бегство. Русская конница преследовала врага от Куликова поля до притока Дона – реки Красивой Мечи. Погоня продолжалась до наступления темноты. Победа досталась русским дорогой ценой. Потери были огромны, в числе погибших оказалось много русских князей и бояр. Самого Дмитрия после боя с трудом нашли – князь лежал без сознания среди мертвых и раненых.

Литовское войско, занявшее выжидательную позицию в 40 км от места битвы, узнав ее результаты, поспешило вернуться в свои владения.
За великую победу народ прозвал князя Дмитрия Ивановича – Донским, а его двоюродного брата князя Владимира Серпуховского – Храбрым. Победа над войском Мамая стала не просто военной удачей, она стала предвестником будущего освобождения Руси от ордынской зависимости. Вернувшись в Москву, князь отправился к преподобному Сергию. В монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды, был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой.
По своим масштабам Куликовская битва является одной из самых крупных битв эпохи Средневековья и занимает видное место в истории военного искусства. Стратегия и тактика Дмитрия Донского отличались наступательным характером, активностью и целеустремленностью действий. Глубокая, хорошо организованная разведка позволила принимать верные решения и совершить образцовый марш-маневр к Дону. Дмитрий Донской сумел правильно оценить и использовать условия местности. Он учел тактику противника, раскрыл его замысел. Исходя из условий местности и применяемых Мамаем тактических приемов, Дмитрий Иванович рационально расположил имевшиеся в его распоряжении силы, создал общий и частный резерв, продумал вопросы взаимодействия полков. Получила дальнейшее развитие тактика русского войска. Завязка битвы сторожевым полком ошеломила противника, не позволила ему применить излюбленную тактику изматывания. Наличие резерва (засадного полка) и его умелое применение, предопределили исход битвы в пользу русских.
В соответствии с Федеральным законом 1995 года «О днях военной славы и памятных датах России», день победы русского войска в Куликовской битве объявлен Днем воинской славы.
После победы на Куликовом поле Москва не платила дани завоевателям, пока новый ордынский хан, Тохтамыш, пользуясь поддержкой рязанского князя Олега, указавшего обходные пути к Москве, не взял город в 1382 году. Дмитрий был извещен о наступлении Тохтамыша, но после Куликовской битвы Москва не смогла выставить крупного войска. Город весь сгорел, кроме каменного Кремля. Воспользовавшись ослаблением Москвы, тверской князь Михаил, «забыв» клятву, отправился в Орду за ярлыком на великое княжение. Но Дмитрий Донской опередил его «покаянным посольством» к хану. В Орде он отдал в заложники своего старшего сына Василия, поклявшись исправно платить дань. Ярлык на великое княжение остался за Москвой, после чего Дмитрий пошел войной на Рязань и разорил ее. В 1385 году Дмитрий Донской и Олег Рязанский заключили мир.
Весной 1389 года он серьезно заболел и, чувствуя скорую кончину, составил завещание, в котором указал, что передает великое княжение старшему сыну Василию – без санкции Золотой Орды, уже как «свою отчину». Умер Дмитрий Донской 19 мая 1389 года, в 39 лет, из которых 29 – правил «на Москве». Был погребен в Москве в Архангельском соборе Кремля.
Имя Дмитрия Донского стало символом русской воинской славы и доблести. Время его правления многие современные ученые считают поворотным в русской истории. Москва утвердилась как центр русских Северо-Восточных земель, зависимость Руси от Золотой орды после Куликовской битвы стала неуклонно ослабевать.
Тридцатилетнее правление Дмитрия Донского внесло значительный вклад в развитие русского войска. Утвердилось его деление на полки. Они выставлялись от княжеств и наиболее крупных городов, имели свой стяг и возглавлялись князем или воеводой. Во второй половине XIV века на Руси появилось огнестрельное оружие. В 1382 году залпы пушек, установленных Дмитрием Донским на стенах Московского Кремля, возвестили новую эру в развитии русского военного искусства.
С конца XVIII века имя полководца традиционно присваивалось кораблям русского флота. Последний из них, броненосный крейсер, погибший в Цусимском морском сражении 1905 года во время Русско-японской войны. В ВМФ Российской Федерации эта традиция была возобновлена, с 2002 года имя Дмитрия Донского носит тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения.

Памятник Дмитрию Донскому в селе Монастырщино Тульской обл. Скульптор О. Комов.
Дмитрий Донской, как один из любимых национальных героев, всегда почитался Русской Православной Церковью (РПЦ). В годы Великой Отечественной войны его имя носила танковая колонна, созданная по инициативе Московской патриархии в 1944 году на пожертвования верующих и переданная Красной армии. В 1988 году РПЦ причислила Дмитрия Донского к лику святых. В 2004 году РПЦ был учрежден Орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского трех степеней. Им награждаются священнослужители, военачальники, ветераны Великой Отечественной войны и иные лица, проявившие мужество при защите Отечества, внесшие вклад в развитие взаимодействия между РПЦ и Российской армией, оказывающие духовно-нравственную поддержку военнослужащим.
Память о Дмитрии Донском и Куликовской битве увековечена во многих литературных произведениях. Подвиги русских воинов еще в конце XIV–XV веках нашли отражение в дошедших до наших дней «Слове о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая» («Задонщина») и в «Сказании о Мамаевом побоище».

Памятник Дмитрию Донскому в Москве. Скульптор В. Клыков.
Имя Дмитрия Донского носят улицы многих городов России, на юге Москвы его именем назван один из бульваров. В 2013 году в Москве открыт памятник Дмитрию Донскому работы скульптора В.М. Клыкова. Он установлен на пересечении улиц Николо-Ямской и Яузсской, в том месте, где в 1380 году собиралось и отправлялось на битву с ордынцами русское войско.

Источник: https://topwar.ru/84471-dmitriy-ivanovich-donskoy-k-665-letiyu-so-dnya-rozhdeniya.html

Дмитрий I Иванович Донской (1350 — 1389) – великий князь Московский и Владимирский. Свое прозвище (Донской) получил после победы в Куликовской битве.

Родился Дмитрий 12 октября 1350 года в Москве. В 1359 году, когда умер его отец, в биографии Дмитрия Донского появился опекун и наставник – митрополит Алексий. С ним Дмитрий советовался в политических делах. Кроме того, хорошие отношения у Донского сложились с Сергием Радонежским – настоятелем монастыря. Именно к нему князь пришел перед Куликовской битвой за благословением.

С 9 лет князь Дмитрий был вынужден бороться за свое княжение во Владимире с другими князьями. После вражды с литовским князем Ольгердом был заключен мир с Литвой. Постепенно Донской наладил отношения с Новгородом, Тверью. Могущество князя Донского со временем все больше нарастало.

В 1363 году Дмитрий Донской стал княжить во Владимире. После большого пожара в Москве князь в 1367 году построил новый белокаменный Кремль.

Будучи человеком верующим, князь поддерживал православные храмы, делал пожертвования, а также основал монастыри в Московском княжестве во время своего правления.

Орда начала конфликт с Дмитрием, разгромив Нижний Новгород. Но после нападения на Москву в 1378 году войско Мамая было разбито (Битва на реке Воже). А 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва, в ходе которой Мамай потерпел поражение, а татаро-монгольские войска были уничтожены. После этого, собрав оставшуюся часть своих войск в Крыму, Мамай снова проиграл в битве со своим противником, ханом Золотой Орды — Тохтамышем.

Выплата дани Золотой Орде временно прекратилась. Произошло слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва стала центром объединения русских земель.

Если рассматривать краткую биографию Донского, то нужно отметить, что на протяжении всего его правления Москва тонула в междоусобных войнах.

Когда же, после нашествия Тохтамыша в 1382 году, столица вновь ослабла, междоусобицы вспыхнули с новой силой. После этого Донской пообещал платить Орде дань, хоть и в меньшей степени, чем раньше.

Смерть и наследие

Умер Дмитрий Иванович Донской 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Похоронен был в Москве в Архангельском соборе. После смерти Донского управление княжествами перешло по наследству к его сыну Василию I.

Дмитрий Донской был причислен русской Православной церковью к лику святых. День памяти отмечают в день его смерти – 19 мая (по н. с. — 1 июня)

Именем великого князя названы улицы и площади в городах России, в его честь установлены памятники в Москве и Коломне.

Источник: https://pikabu.ru/story/biografiya_dmitriya_donskogo_dmitriy_i_ivanovich_donskoy_1350__1389__velikiy_knyaz_moskovskiy_i_vladimirskiy_666_let_so_dnya_rozhdeniya_4540869

Предпосылки Куликовской битвы, кратко

Вместе с событиями, которые описаны выше, произошла смерть литовского короля Ольгерда. Его место занял Ягайло, который первым делом решил наладить отношения с мощной Ордой. В результате монголо-татары получили мощного союзника, а Россия оказалась зажатой между врагами: с востока татарами, с запада литовцами. Это никоим образом не поколебало решимость русских дать отпор врагу. Более того, было собрано войско, во главе которого встал Дмитрий Боброк-Валынцев. Он совершил поход на земли на Волге и захватил несколько городов,. Которые принадлежали Орде.

Следующие крупные события, которые создали предпосылки Куликовской битвы, произошли в 1378 году. Именно тогда по Руси прошел слух о том, что Орда направило крупной войско для того, чтобы покарать непокорных русских. Предыдущие уроки показывали, что монголо-татары выжигают все на своем пути, а значит, пускать их в плодородные земли нельзя. Великий князь Дмитрий собрал дружину и отправился навстречу врагу. Их встреча произошла недалеко от реки Вожи. Маневр русских имел фактор неожиданности. Никогда до этого дружина князя не опускалась так глубоко на юг страны для битвы с врагом. Но бой был неминуем. Татары оказались к нему неготовые. Русское войско достаточно легко одержало победу. Это еще больше вселило уверенность в том, что монголы обычные люди и с ними можно бороться.

Подготовка к сражению – куликовская битва кратко

События у реки Вожи стали последней каплей. Мамай желал мести. Ему не давали покоя лавры Батыя и новый хан мечтал повторить его подвиг и пройтись огнем по всей Руси. Последние события показывали, что русские не так слабы, как раньше, а значит, моголам нужен союзник. Его нашли достаточно быстро. В роли союзников Мамая выступили:

  • Король литовский — Ягайло.
  • Князь рязанский – Олег.

Исторические документы указывают на то, что князь рязанский занимал противоречивую позицию, стараясь угадать победителя. Для этого он заключил союз с Ордой, но при этом регулярно сообщал в другие княжества информацию о передвижении монгольского войска. Сам Мамай собирал сильное войско, в которое вошли полки со всех земель, которые были подконтрольны Орде, в том числе и крымские татары.

Подготовка русских войск

Назревавшие события требовали от Великого князя решительных действий. Именно в этот момент надо было собрать сильное войско, которое сможет дать отпор врагу и покажет всему миру, что Русь не покорена окончательно. Около 30 городов выразили готовность предоставить свою дружину в объединенное войско. Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам Дмитрий, а также другие князья:

  • Дмитрий Боброк-Волыниц
  • Владимир Серпуховский
  • Андрей Ольгердович
  • Дмитрий Ольгердович

Вместе с тем вся страна поднималась на борьбу. В дружину записывались буквально все, кто мог держать в руках меч. Ненависть к врагу стала тем фактором, который объединил разобщенные русские земли. Пусть только на время. Объединенное войско выдвинулось на Дон, где было решено дать отпор Мамаю.

Куликовская битва – кратко о ходе сражения

7 сентября 1380 года русская армия подошла к Дону. Позиция была довольно опасная, поскольку удерживание раки имело, как преимущества, так и недостатки. Преимущество – легче было воевать против монголо-татар, поскольку тем пришлось бы форсировать реку. Недостаток – в любой момент к полю битвы могли подоспеть Ягайло и Олег Рязанский. В этом случае тыл русской армии был бы полностью открыт. Решение было принято единственно правильное: русская армия переправилась через Дон и сожгла после себя все мосты. Этим удалось обезопасить тыл.

Князь Дмитрий прибегнул к хитрости. Основные силы русской армии выстроились в классической манере. Впереди стоял «большой полк», который должен был сдерживать главный натиск противника, по краям располагались полк правой и левой руки. Вместе с тем было решено использовать Засадной полк, который был скрыт в лесной чаще. Этот полк возглавили лучшие князья Дмитрий Боброк и Владимир Серпуховский.

Куликовская битва началась ранним утром 8 сентября 1380 года, едва только над Куликовым полем рассеялся туман. Согласно летописным источникам битва началась сражение богатырей. Русский монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. Удар копий богатырей был настолько силен, что оба они умерли на месте. После этого началась битва.

Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого война и встал во главе Большого полка. Своим мужеством князь заражал солдат на подвиг, который им предстояло совершить. Стартовый натиск ордынцев был страшный. Всю силу своего удара они бросили на полк левой руки, где русские войска стали заметно сдавать позиции. В момент, когда армия Мамая прорвала оборону в этом месте, а также когда начала совершать маневр с целью зайти в тыл основным силам русичей, в бой вступил Засадный полк, который со страшной силой и неожиданно ударил в тыл самими атаковавшим ордынцам. Началась паника. Татары были уверены, что сам Бог против них. Убежденный в том, что убили всех позади себя, они говорили, что это мертвые русские восстают для сражения. В таком состоянии сражение было ими проиграно достаточно быстро и Мамай со своей ордой был вынужден спешно отступать. Так завершилась Куликовская битва.

В бою полегло много людей с обеих сторон. Самого Дмитрия очень долго не могли найти. Ближе к вечеру, когда разбирали с поля трубы убитых, обнаружили тело князя. Он был жив!

Историческое значение Куликовской битвы

Историческое значение куликовской битвы переоценить невозможно. Впервые был сломлен миф о непобедимости армии Орды. Если раньше удавалось различным армиям в незначительных сражениях добиваться успеха, то главные силы Орды еще никому не удавалось победить.

Важный момент для русских людей заключался в том, что Куликовская битва, кратко описанная нами, позволила им почувствовать веру в себя. Более ста лет монголы заставляли их считать себя людьми второго сорта. Теперь с этим было покончено, и впервые начались разговоры о том, что власть Мамая и его иго можно сбросить. Эти события нашли выражения буквально во всем. И именно с этим во многом связаны те культурные преобразования, затронувшие все аспекты жизни Руси.

Значение Куликовской битвы заключается так же и в том, что эта победа была воспринята всеми, как знак того, что Москва должна стать центром новой страны. Ведь только после того, как Дмитрий Донской начал собирать земли вокруг Москвы, случилась крупная победа над монголами.

Для самой орды значение поражения на поле Куликовом было также крайне важным. Мамая потерял большую часть своего войска, а вскоре и вовсе был разгромлен ханом Тахтомышем. Это позволило Орде вновь объединить силы и почувствовать собственную силу и значимость на тех просторах, которые раньше и не думали ей сопротивляться.

Источник: https://istoriarusi.ru/udel/kulikovskaja-bitva-kratko-data-znachenie.html

Святой благоверный князь Дмитрий Донской

Память празднуется 19 мая в день преставления (1 июня по новому стилю) и 6 июля (19 июля по новому стилю) вместе с Собором Радонежских святых.

Благоверный великий князь московский Димитрий, прозванный Донским, родился в 1350 г. О детстве будущего великого князя и Божия угодника, сына Иоанна Красного и княгини Александры, известно совсем немного. Воспитан был в благочестии, с наставлениями душеполезными. В житии его написано: «Аще к книгам неучен беаше добре, но духовныя книги в сердце своем имяше». Он был еще юн, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, злонравных людей избегал. Детство его прошло под непосредственным влиянием св. митрополита Алексия (память его 12 февраля по старому стилю, 25 февраля по новому), бывшего другом и советником отцу Димитрия, Иоанну Иоанновичу.

В 1359 г. великий князь Иоанн Красный после 6 лет княжения преставился, в схиме, на тридцать третьем году жизни. Димитрию было тогда около 10 лет. Святитель Алексий, духовно поддерживавший первого среди русских князей, после смерти его фактически возглавил русские княжества. Святитель становится не только главой боярской думы, но и заменяет юному Димитрию отца.

С самого начала жизни великий князь Димитрий был приобщен к среде русского подвижничества, он учился терпению и мужеству. По смерти отца он не лишился великокняжеского титула, но Орда предпочитает малолетнему князю московскому суздальского Димитрия, мужа зрелого.

Димитрий уже в начале своего правления начинает работу по объединению Московской земли. Москва возвышалась, она укрепила союз с Суздалем браком великого князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии (память ее 17 мая по старому стилю, 30 мая по новому). В многотрудной деятельности по собиранию земли Русской св. князю на протяжении всей жизни пришлось вести войны с многочисленными врагами: Орда и Литва извне, княжества Нижегородское, Рязанское и Тверское изнутри.

В 1371 г. возмужавший Димитрий отстоял свое великокняжеское достоинство, отказав Орде признать передачу княжеского ярлыка тверскому князю Михаилу, и Орда признала первенство Москвы.

Не только ратные и мужественные поступки характеризуют жизнь князя в эти годы. В основе уклада великокняжеского дома находился истинно христианский брак, семейная жизнь его проходила под духовным руководством святителя Алексия. Оказывал на нее влияние и преподобный Сергий Радонежский (память его 25 сентября по старому стилю, 8 октября по новому), из 12 детей Димитрия и Евдокии двое сыновей были крещены троицким игуменом.

В похвалу Димитрию в его житии сказано: «С Богом все творящий и за Него борющийся», «Царским саном облаченный, жил он по-ангельски… Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных», «С чистейшей душой пред Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и Небесный человек».

В 70−е гг. включился великий князь Димитрий в борьбу с Золотой Ордой. Это движение, вдохновляемое Русской Церковью, широко распространялось среди порабощенного народа. В 1376 г. состоялся победный поход на Волжскую Булгарию, в 1378 г. русскими было разбито посланное ханом Мамаем войско на Рязань. Еще через два года — Куликовская битва на тульской земле. Готовясь выступить в поход, св. князь Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу, в Троице славимому, и принять напутственное благословение от преподобного Сергия.

С сердечным умилением внимал великий князь пророческим словам преподобного Сергия о мученических венцах, которые плетутся для его соратников. Плакал князь от душевного волнения, просил у преподобного особого дара в благословение своему воинству. Среди иноков Троицкой обители были два инока-боярина: Александр Пересвет и Андрей Ослябя; их мужество и воинское искусство были еще в памяти, так как до принятия монашества были они доблестными воинами. Этих иноков-богатырей благословил преподобный присоединиться к войску русскому.

Перед битвой благоверный князь Димитрий напутствовал ратников своих воодушевляющими словами: «… Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная…» Много доблестных русских воинов полегло в тульской земле на поле брани — летописи говорят, что из 150 тысяч воинов вернулось в Москву не более 40 тысяч. В Троицком монастыре по погибшим служились многочисленные панихиды, был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой. Позже этот день стал днем общего воспоминания усопших предков, родительским днем (Димитриевская родительская суббота). Так в церковной памяти была увековечена Куликовская битва.

С именем св. Димитрия Донского связано строительство новых монастырей и храмов: Успенский Стромынский монастырь, Рождества Богородицы на Куликовом поле, Николо-Угрешский под Москвой, Голутвинский и много других обителей и церквей.

Последние годы жизни были многотрудными для великого князя: новые неприятельские нашествия, разорение Москвы, возобновление вражды с Тверью, болезнь. При мощных силах великого князя двадцатишестилетняя бранная, тревожная жизнь должна была измучить его телесно и душевно. Почувствовав приближение смерти, благоверный Димитрий послал за преподобным Сергием, который преподал ему необходимые христианские таинства.

19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иоаннович преставился. Кончина эта поразила всю Русь. После Владимира Мономаха и Александра Невского никого так не любил и не чтил русский народ. Похоронен св. Димитрий был в Архангельском соборе, рядом с гробницами отца, деда и прадеда.

Праведный подвиг князя Димитрия, отдавшего «душу за други своя» (Ин 15:13), не был забыт верующим народом. Особым знаком произволения Господня стало почитание его как избранника Божия, Уже вскоре после кончины св. Димитрия были написаны «Похвальное слово» и «Житие». Иконографические изображения его сохранились в Архангельском соборе и Грановитой палате.

Великий князь московский Димитрий Донской канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних. Канонизация состоялась на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве 6−9 июня 1988 г.

Адрес: Москва, Кремль, Архангельский собор; От ст. м. «Охотный ряд» 3 мин. пешком

Источник: http://www.russia-open.com/regions/gorodfedznac/3026/MoskowReligion/Moscow_saints/Svyatoj-blagovernyj-knyaz-Dmitrij-Donskoj.phtml

Святой благоверный князь Дмитрий Донской

Память святого Дмитрия Донского совершается в Русской Православной Церкви 1 июня по новому стилю.
Жизнеописание святого Дмитрия Донского
Дмитрий Донской является одним из самых известных русских князей, прославленных в лике святых. Он родился в 1350 году в семье князя Московского и Владимирского Иоанна, и, поскольку тот умер достаточно рано, то опека над Дмитрием и фактическое управление княжеством было в руках митрополита Алексия. Когда же Дмитрий достиг совершеннолетия, то сам взял бразды правления в свои руки, сразу же проявив себя талантливым военачальником.
Вторая половина XIV века стала для русской земли тяжелым историческим периодом. Кроме постоянных междоусобных войн между различными княжествами над Русью постоянно тяготела опасность нападения Золотой Орды, в которой в то время управлял могущественный хан Мамай. Этот правитель наводил страх на всех, и его войско считалось непобедимым. Однако на тот момент Мамай находился в борьбе со своим противником, ханом Тохтамышем, и Дмитрий Донской посчитал, что это удобный момент для того, чтобы свергнуть ненавистное иго и освободить Русь. 8 сентября 1380 года состоялось сражение, которое позже вошло в историю под названием Куликовской битвы. На эту битву святой Дмитрий Донской получил благословение великого русского святого Сергия Радонежского, молившегося за русских воинов во время боя. Летописи красноречиво описывают, насколько тяжелым и кровопролитным было это сражение, в котором пало огромное количество русских воинов, однако силы противника также были подорваны. Хотя Куликовская битва не принесла Руси полного освобождения от ига и набеги татар продолжались еще на протяжении двух столетий, однако этот бой показал, что враг не является непобедимым.
Святой Дмитрий Донской также понимал необходимость прекращения междоусобных войн и стремился объединить княжества вокруг Москвы. За годы его управления в городе вместо деревянного Кремля был возведен белокаменный. Также было построено несколько монастырей, ставших для княжества не только культурными центрами, но также и настоящими крепостями, в которых жители могли укрываться в случае нападения врагов.
Летописцы, повествуя о святом Дмитрии Донском, отмечали его глубокую веру и истинное христианское благочестие и милосердие, благодаря чему он был любим и почитаем всеми подданными. Скончался благоверный князь в 1389 году и был похоронен в Москве.
Канонизация и почитание святого
Значение святого Дмитрия Донского для русской истории крайне велико, поскольку именно благодаря ему начался процесс консолидации отдельных княжеств Древней Руси, что позже положило конец раздробленности, ослаблявшей страну. Попытка освобождения от власти Золотой Орды стала новой страницей в жизни страны, показав, что только объединенная Русь может противостоять страшному противнику и развеяв страх перед татаро-монгольскими завоевателями, столько веков сковывавший сознание людей. Современники понимали значение подвига, совершенного благоверным Дмитрием, и в летописях и ранних жизнеописаниях святого воздавали ему похвалу за мужество и отвагу, которые он проявил, защищая родную землю и православную веру. Хотя канонизация князя была совершена лишь в 1988 году, однако народное почитание началось сразу же после кончины святого, ставшего символом воинской доблести и христианского мужества. В настоящее время в Русской Православной Церкви существует орден святого Дмитрия Донского, которым награждаются люди, проявившие особые заслуги в служении отечеству. Кроме того, некоторые улицы и площади русских городов также носят имя этого святого.
Тропарь, глас 3:
Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/ языки побеждающа./ Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/ на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/ тако, княже Димитрие,/ Христу Богу молися,// даровати нам велию милость.
Кондак, глас 2:
Подвиги твоими, святе Димитрие,/ страну нашу Бог сохрани,/ давый тебе силу непобедимую./ И ныне, предстателю крепкий,/ соблюдай молитвами святыми/ град твой Москву невредим// от всех навет вражиих.
Величание:
Величаем тя, святый благоверный княже Димитрие, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа, Бога нашего.
Молитва:
О святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/644-svyatoj-blagovernyj-knyaz-dmitrij-donskoj

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *