Иконописец, евангелист, проповедник – всё о святом Луке

Категории

  • Всё о янтаре
  • Религия
  • Искусство
  • Украшения
  • Сувениры
  • Советы
  • Новости
  • Lookbooks
  • Другое

Статьи в блоге

  • Святая Варвара Илиопольская – история отважной девы
  • Скидка 10% ко Дню матери!
  • Княгиня Ольга – величайшая героиня Украины
  • Скидки до 15% в новом магазине «Янтарь Полесья»™ в Киеве
  • Скидки до -15% к Светлой Пасхи
  • Конкурс в Facebook к Пасхе
  • Акция в магазине «Янтарь Полесья»™ в Хмельницком!
  • Что такое «белый янтарь»
  • Конкурс для подписчиков в Instagram
  • Скидки до 15% к празднику 8 марта
  • Репродукция, как вид искусства
  • Скидки до 14% ко Дню святого Валентина
  • Правильный уход за сувенирами и аксессуарами из янтаря и дерева
  • К Международному дню ювелира дарим скидку -12%
  • О тайне четырехлистного клевера, как живого талисмана
  • Скидки до -12% ко Дню Крещения Господня
  • Скидки до -15% ко Дню Святого Василия Великого
  • Рождественские скидки до -15%
  • Приобщение к Богу и Церкви – нюансы и особенности таинства
  • Новогодняя акция «Чем больше — тем выгоднее!»
  • Скидки до -15% ко Дню святого Николая Чудотворца
  • Готовимся к зимнему торжеству 2019 – символика, особенности и нюансы
  • Ко дню святого апостола Андрея Первозванного
  • Старица, узревшая Господа – история о духовном просветлении
  • Уважаемые клиенты! Осторожно мошенники!
  • -10% к открытию магазина «Янтарь Полесья»™ в Хмельницком!
  • Сверхъестественное искусство – что несут людям знаменитые полотна?
  • Настоящая Чёрная пятница в «Янтарь Полесья»™
  • Скидки до -15% ко Дню Святого Михаила
  • Семейная реликвия – значение, особенности, почитание
  • Скидки до 15% в новом магазине «Янтарь Полесья»™ в Киеве
  • Встречайте Halloween с Yantar.in.ua
  • Истории Христовых сподвижников – кем были ученики Спасителя?
  • Коктейльные перстни – всё об оригинальных аксессуарах
  • Страстотерпец Трифон – скорый заступник и чудотворец
  • Скидки до -15% на изделия из янтаря Янтарь Полесья™
  • Подвижники во имя Христа – святыня тысячи праведников
  • Праведник, целитель и чудотворец – история святого Спиридона
  • Крестик – чтимая реликвия или любимый аксессуар?
  • Дарим 13% скидку на украшения Янтарь Полесья™
  • Спасение от хворей – чудесная помощь праведника Пантелеймона
  • Чокеры с подвесками – секреты и особенности выбора
  • Прославленная Богопраматерь – всё о праведной Анне
  • Акция 1+1=10% и 15% ко дню Независимости
  • Яблочный Спас – всё о летнем празднике
  • Украшения на щиколотке – необычно, стильно, эксклюзивно
  • Ко дню Крещения Киевской Руси дарим скидки
  • София Римская — история великого духовного подвига
  • Фольклор, ставший искусством – чем вдохновлялся В. Васнецов?
  • Святой Владимир — что совершил подвижник и когда к нему взывают
  • Знаменитые полотна И. И. Шишкина – интересные факты
  • К празнику Ивана Купала скидки до -10%
  • Красота ночи и звёзд – великолепный пейзаж ван Гога
  • Матрона Московская: житие и чудеса праведницы
  • Приймайте участь у конкурсі до Дня Конституції «Люблю Україну!»
  • Панно для разных помещений – какие работы предпочесть?
  • Браслеты – необычно, эффектно, стильно
  • Нестандартные панно для офиса – креативно и эргономично
  • Реликвии в православии и католичестве – общее и различное
  • Акция 1+1=10% и 15%
  • Образ «Всевидящее Око» – реликвия, воплощающая мировую гармонию
  • Натуральный янтарь в Одессе – всё о новом магазине!
  • Шедевр великого пейзажиста – интересные факты о полотне И. И. Шишкина
  • LOOKBOOK «Янтарь Полесья» | 16-3
  • LOOKBOOK «Янтарь Полесья» | 16-2
  • Тест: Что классическая живопись расскажет о вашем уровне стресса?
  • LOOKBOOK «Янтарь Полесья» | 16-1
  • LOOKBOOK «Янтарь Полесья» | 17-4
  • Панно в домашнем интерьере – как выбрать и где повесить
  • LOOKBOOK «Янтарь Полесья» | 17-2
  • LOOKBOOK «Янтарь Полесья» | 17-1
  • LOOKBOOK «Янтарь Полесья» | 17-3
  • Дева Мария Остробрамская: история, почитание, чудотворения образа
  • Пасхальные яйца – символика, особенности и секреты изготовления
  • Колье – изящно, эффектно, актуально
  • Выбираем сувениры для руководителя – иконы ручной работы
  • Образ, хранящий детей и родителей – всё о чудесной иконе
  • Камень-пламя – всё об алом янтаре
  • Необработанный янтарь – возникновение, особенности, полезные свойства
  • Солнечные самоцветы во снах и видениях – значение и символика
  • Янтарь – природный целитель
  • Лучшее полотно И. Е. Репина – память о запорожской вольнице
  • Удивительные открытия искусства – загадочное полотно Винсента ван Гога
  • Клады и сокровища – как поступать с найденными вещами?
  • Зимняя сказка-2018: как подарить близким радость?
  • Серебряные украшения – как сохранить их красоту и блеск?
  • Уникальные сюрпризы – всё о подарках на заказ
  • Смола хвойных деревьев
  • Образ, спасающий души – всё о богородичной реликвии «Взыскание погибших»
  • Незабываемый праздник новоселья – идеи сюрпризов
  • Птица императоров – что скрывают картины с павлинами?
  • «Рождение Венеры» – тайный язык знаменитого полотна
  • Лучшие ювелиры нашего времени
  • Реликвия, хранящая государство – святыня Богородицы «Державная»
  • Тест: Какой стиль живописи соответствует вашей личности?
  • Образ, что дарит надежду и утешение – история и особенности иконы Всех скорбящих Радость
  • Аксессуары для юных красавиц – секреты выбора
  • Толкование православных реликвий – что значат чтимые образа?
  • Новый магазин ТМ «Янтарь Полесья» в Одессе – знакомство с красотой солнечного камня
  • Сюрприз для любимого: выбираем правильно
  • Картины, написанные незрячим – уникальные полотна Джона Брамблитта
  • Христианские ритуалы – всё о молитвах и крестных знамениях
  • Уникальные полотна-загадки Октавио Окампо
  • Христианские святыни – история, происхождение, особенности
  • Доисторические существа из золотых самоцветов – что прячет янтарь?
  • Тест: Узнай 15 всемирно известных картин по фрагментам
  • Леушинская Богородица – благая защитница страждущих
  • Вознесение Иисуса Христа – происхождение и особенности праздника
  • Янтарь в истории: интересные факты
  • Чудесная реликвия Спасителя – особенности, символика, почитание
  • Золочение – возвращаем аксессуарам прежнюю красоту!
  • Эталон смирения, доброты и милосердия – история Серафима Саровского
  • Подвижники во имя Иисуса – история славных 40 мучеников Севастийских
  • Особенности изготовления картины из янтаря ТМ «Янтарь Полесья»
  • Святыня в честь крещения – чем руководствоваться при выборе реликвии?
  • Красиво и удобно – подбираем кольцо для любимой
  • Гармония во всём – как комбинировать аксессуары?
  • Реликвии, которые защищают – как подобрать личную святыню?
  • Ангел-хранитель – всё о небесном защитнике
  • Идеальное украшение для современной красавицы
  • Икона Богородицы «Знамение» – история, особенности, свойства чудотворного образа
  • Приобретаем идеальное колье – секреты и тонкости выбора
  • Морская тематика в домашнем интерьере – нестандартные идеи
  • Выбираем серьги-пусеты – полезные советы
  • Образ «Всецарица» – история, происхождение, свойства
  • Модные украшения 2017 — изделия из серебра, кожи и ткани с полудрагоценными камнями
  • Пасхальный подарок крестнику или крестнице
  • Чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных»
  • «Янтарь» или «бурштин» — какое название более правильное?
  • Объявляем начало интересного конкурса! Приз — бусы из янтаря!
  • Самые загадочные и спорные вопросы о знаменитом Ван Гоге
  • Способы чистки изделий из янтаря
  • Георгий Победоносец – чем прославился святой и в каких случаях к нему обращаются?
  • Глиптика – гармония рукотворной и природной красоты
  • Тайны «Джоконды» – что скрывает знаменитый шедевр?
  • Реликвия Феодоровской Пречистой Девы – защитница женщин и царей
  • Открытие нового магазина ТМ «Янтарь Полесья» в ТРЦ «ART MALL» г.Киев
  • Как влияют на человека янтарные картины?
  • Цветовые тренды-2017: какие оттенки будут самыми популярными?
  • Сергий Радонежский – праведник, мудрец, духовный наставник
  • Образы Святой Троицы – толкование, разновидности, символика
  • Образ Девы Марии «Нерушимая стена» – особенности, символика, совершённые чудеса
  • Разнообразие искусства – стили и типы живописи
  • Образ «Скоропослушница» – толкование, история и чудеса
  • Брошь ручной работы – аксессуар для стильных, модных и привлекательных
  • Натюрморты – какими они бывают, где их разместить и с чем сочетать
  • Образа Девы Марии – разновидности, трактовка, символика
  • Шедевры, сохранившиеся лишь в легендах
  • Личный иконостас – как создать и где поместить
  • Сюрпризы на Новый год – как сделать праздник неповторимым?
  • Планируем встречу 2017 года – где, как, с чем?
  • Реликвии, являющие Божью волю: чудотворные иконы Украины
  • Подарки для мужчин: от каких сувениров лучше отказаться
  • Иконография образа Иисуса Христа – особенности и символика реликвий
  • Оригинальные интерьерные аксессуары: как сделать дом уютнее
  • Аксессуары для бизнес-леди: выбираем серьги в соответствии с дресс-кодом
  • Образ Богородицы «Умиление» – легенды, предания и поверья, связанные с иконой
  • Любимые цветы маэстро – история картины «Подсолнухи» Винсента ван Гога
  • Образ «Нечаянная радость» – символ надежды и нравственного перерождения
  • Образ Пречистой Девы «Неупиваемая чаша» – история, значение, символика
  • Иверская Богородица – предания и легенды о чудесной иконе
  • Лошадь как символ фен-шуй – значение, свойства, виды талисманов
  • Образ, спасающий души – икона Богородицы из Тихвина
  • Модульные картины – какими бывают, как выглядят и как смотрятся в интерьере
  • Николай Чудотворец – защитник детей и взрослых
  • Владимирская икона Божией Матери: исцеляющий и умиротворяющий образ
  • Петриковская роспись – принципы и особенности искусства
  • Буддийские чётки – секреты и особенности изделия
  • Оберег для беременной: какие иконы помогают женщинам в положении
  • Как сделать свой дом уютнее – выбираем оригинальные картины
  • Образ Девы Марии «Неопалимая Купина» – история и толкование чудотворной святыни
  • Примеряем массивные украшения – как быть стильной и заметной?
  • Икона Неувядаемый цвет – символ чистоты, нежности и божественной любви
  • Буддистская религиозная живопись: школы, особенности, разновидности
  • Как обручальные кольца влияют на совместную жизнь: изучаем приметы и предсказания
  • Секреты и хитрости ювелирного мастерства
  • Драгоценные камни, оберегающие возлюбленных
  • Найденная в огне икона Казанская Матерь Божья
  • Чистим украшения правильно: способы и методы ухода
  • Разгадываем сны – о чём предупреждает серебро?
  • Чудотворная икона Покров Богородицы – история и значение образа
  • Выбираем надёжные цепочки и браслеты – какие бывают застежки на украшениях?
  • Живопись гохуа – секреты и особенности древнего искусства
  • Икона Богородицы в Ченстохове – исторя, чудеса, местонахождение иконы
  • Что такое чётки: подбираем личный аксессуар
  • Аксессуары для самых маленьких
  • Как сочетаются самоцветы и группа крови – очищаем и укрепляем организм
  • Самые знаменитые и дорогие аксессуары – топ-20 ювелирных изделий
  • Невероятные камни – каким бывает янтарь?
  • Как драгоценные камни раскрывают чакры, очищают сознание, укрепляют организм
  • Беременность и драгоценные камни – как позаботиться о своем здоровье и своего малыша
  • Выбираем кольцо – как обзавестись идеальным украшением?
  • Какими бывают пасхальные яйца?
  • Свойства камней: таинственные и опасные минералы
  • Значение колец – на каком пальце носить ювелирные изделия
  • Как ухаживать за любимыми украшениями – чистим серебро правильно
  • Сила стихий – как её приручить и использовать во благо
  • Что такое цветотип внешности и как он влияет на подбор украшений?
  • Портрет з бурштину — оригінальний та цінний подарунок!
  • Серебряные аксессуары – лаконично, изысканно, элегантно
  • Янтарный промысел – как добывают и на основании чего классифицируют самоцветы?
  • Как подобрать уникальные свадебные подарки – идеи и советы
  • Частичка истории, застывшая в камне, или удивительные находки в янтаре
  • Разновидности янтаря: анализируем, сравниваем, выбираем
  • Откуда берётся янтарь?
  • Янтарь – история происхождения, качества и виды солнечного камня
  • Шкатулка для украшений – красота, практичность, комфорт
  • Как подчеркнуть красоту своих волос – советы по подбору украшений
  • Как подобрать и где расположить подсвечник – советы и рекомендации
  • Мундштуки – эстетичность, элегантность, безопасность
  • Целебная сила солнечного камня
  • Мужские аксессуары – как выбирать и с чем носить
  • Столовое серебро – история, свойства, особенности использования
  • Лучшие друзья девушек – это… кольца!
  • Как сделать день любви незабываемым – готовимся к празднику 14 февраля
  • Выбираем ювелирные аксессуары: как определить пробу изделия?
  • Натуральные камни: как носить и с чем совмещать
  • Янтарная комната: история, фото, местонахождение
  • Секреты браслетов: как правильно носить аксессуар
  • Серьги пусеты – воплощение элегантности и стиля
  • Создание уникального образа: как подобрать самые подходящие украшения
  • Ручки из янтаря – драгоценности, которые пригодятся каждый день!
  • Почему необходимо носить серебро – целебные свойства металла
  • Брелок – как его выбрать и как носить
  • Волшебство солнечного камня: магические свойства янтаря
  • В предвкушении праздника – как достойно встретить Новый год
  • Нательная икона – ангел-хранитель, который всегда с вами!
  • Изысканность и креатив – серьги из серебра как новый модный тренд
  • Магическая привлекательность грозного хищника
  • Акция! Скидка -20% на каждый второй товар
  • Какие украшения больше всего вам подойдут – секреты для девушек и дам
  • Как и когда дарить икону – особенности и советы
  • Как правильно выбирать серебряные украшения
  • Бусы: происхождение, история, свойства
  • Какому знаку зодиака подходит янтарь
  • Украинский сувенир
  • Союз янтаря и дерева
  • Картинные рамы
  • Кольца из серебра – благородные и прекрасные
  • Итоги конкурса «Выиграй картину из янтаря»
  • Чёрная Пятница – уникальный марафон распродаж!
  • Вечернее платье – как подобрать украшения
  • Как и с чем носить браслеты
  • Кольца и перстни – новые модные тенденции
  • Солнечный камень: как правильно носить украшения из янтаря
  • Модный тандем: как носить часы с браслетом
  • Символика православных икон
  • Янтарь камень: свойства, кому подходит | Янтарная кислота – что это?
  • Полесский янтарь — самоцветы Украины
  • Как выбрать ювелирные изделия в подарок
  • Серьги подвески — правильный выбор для стильной женщины
  • Женский нательный крестик: как совместить моду и религию
  • Изысканные янтарные броши в виде насекомых
  • Как появились ювелирные украшения: Часть 1
  • 5 причин покупки украшений в ювелирном интернет-магазине
  • Браслеты для лета
  • Как выбрать подарок коллеге, партнеру или важному клиенту: бизнес-сувениры
  • На отдых с ювелирными украшениями. Меры предосторожности
  • 6 рекомендаций которые помогут избежать обмана при покупке в интернете
  • Как правильно носить браслеты
  • Янтарь в древности и Средневековье
  • Свойства янтаря
  • Легенды и мифы о янтаре
  • Как появились ювелирные украшения. Часть 2
  • Венчальные иконы из янтаря
  • Как чернят серебро
  • Значение картины по фен шуй
  • Курукулла – Дакини Колдовства и Магии
  • Танка – это таинственный жанр тибетской живописи
  • Денежная жаба
  • Модные украшения: лето 2015
  • Камень янтарь
  • Как правильно носить зажим для галстука
  • Доисторические насекомые в янтаре
  • Топ-10 интересных фактов о серебре
  • Виды застежек для сережек
  • Элитные подарки для мужчин
  • Топ – 8 исторических фактов о чудесном янтаре
  • Появление янтаря и упоминания о самоцвете древними историками
  • Как отличить янтарь от подделки
  • Картина из янтаря — Густав Климт «Поцелуй»
  • Что подарить на крестины ребенку
  • Янтарь в ювелирных украшениях
  • Тайная вечеря Леонардо да Винчи: фреска божественного гения и загадка для простых смертных
  • Как определить размер кольца
  • Реликвия-защитница Украины – значение, почитание, история Почаевской иконы Божией Матери
  • История православной Иконы
  • Виды изделий из янтаря
  • Чем полезно серебро для человека
  • Секреты ухода за украшениями
  • Как разместить иконы в доме
  • Как подобрать серьги по форме лица
  • Что подарить девушке
  • Модные украшения и аксессуары 2015 года
  • Выбираем украшения к черному платью: 5 практических советов
  • Панно «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли
  • Панно «Звездная ночь» ван Гог
  • Картина Рембрандта «Даная»
  • Янтарная косметика
  • Фавориты зодиака
  • Изделия из шариков янтаря
  • Эксклюзивные украшения: янтарь в серебре
  • Как правильно носить браслеты
  • Модные украшения осень-зима 2014-2015
  • Будь в тренде! Сочетание браслетов и часов
  • Как правильно подобрать украшения под форму выреза
  • А вы знаете, какие вам подходят украшения?
  • Открытие нового магазина «Янтарь Полесья» в городе Львов
  • Девочке. Девушке. Женщине. Подарки для всех возрастов
  • Настроение осень: «Теплые» украшения
  • Бусы из янтаря. Яркий акцент сезона – осень
  • Лучшие друзья девушек: 5 универсальных украшений
  • Осенние украшения из натуральных камней
  • Семистрельная икона Божией Матери из янтаря
  • С чем и как носить бусы?
  • Что подарить на юбилей компании?
  • Вне времени! – классические украшения из серебра
  • Кольцо в подарок
  • Как правильно выбрать колье?
  • Как определить характер женщины по ее украшениям?
  • Значение колец на пальцах | Серебряные кольца с камнями янтаря
  • Украшения с янтарем в серебре
  • Католические иконы Божией Матери из янтаря
  • Дорогие подарки
  • Лучший подарок охотнику
  • Декоративные деревья из янтаря
  • Четки из молочного янтаря
  • Что подарить на новоселье?
  • Декоративные тарелки на стену инкрустированные янтарем
  • Яркие картины из янтаря с цветами
  • Иконы в детскую комнату
  • Портрет из янтаря — подарок на память
  • Картины с пионами
  • Картины из янтаря в вашем доме
  • Картины с лошадьми по фен-шуй
  • Модницы предпочитают колье с природными камнями
  • Ценные украшения ручной работы
  • Картины для спальни
  • Картины в детскую комнату
  • Хит сезона! В моде натуральные камни
  • Семейный портрет из янтаря
  • Иконы для венчания
  • Почему важно иметь православную икону в доме?
  • Янтарная картина с точки зрения фен-шуй
  • Оригинальные кольца с янтарем
  • Модные новинки — крупные бусы из янтаря
  • Натюрморт. Картины ручной работы из янтаря
  • Как правильно подобрать картину по фен-шуй?
  • Шамбала — браслет из янтаря
  • Как выбрать подарок по фен-шуй
  • Искусство Ван Гога
  • Густав Климт — творчество австрийского художника
  • Деловые, элитные подарки: лучшие презенты для руководителей вип-класса
  • Именная икона в подарок
  • Брошь ручной работы – модный аксессуар 2014
  • Шедевры модерна – всё о знаменитых полотнах Густава Климта
  • Портрет из янтаря на память
  • Оригинальные картины из янтаря: триптих и пентаптих
  • Модные украшения из природных камней
  • Янтарные бусы для детей
  • Янтарная свадьба
  • Новые тенденции ювелирных украшений
  • Топ 10 предметов создающих уют в доме
  • Янтарь как средство от простуды | Лечебные свойства янтаря
  • Картины на охотничью тематику
  • Янтарь для женщин
  • Как привлечь любовь и удачу с помощью янтаря и фен-шуй
  • Талисман любви: самоцвет приносящий счастье
  • Чем удивить женщин на 8 марта?
  • Зеленый янтарь
  • Молочный янтарь — камень необыкновенной красоты
  • Чем ценен янтарь для жителей востока
  • Подарок на годовщину
  • Подарок на свадьбу
  • Талисманы и обереги из янтаря
  • Любимые украшения женщин из янтаря
  • Украинские сувениры из янтаря — идеальный подарок
  • Подарок из янтаря
  • Лечебные бусы из янтаря
  • Религия и янтарь
  • Янтарь для красоты и здоровья
  • Единственный в природе органический самоцвет
  • Солнечные изделия из янтаря в доме
  • Зачем мы дарим подарки?
  • Ювелирные изделия
  • Множество имен у янтаря
  • Природный янтарь — красота в сочетание с целебной силой
  • Янтарная кислота | Янтарная пудра | Янтарное масло
  • Включения в янтаре
  • Серебро в сочетании с янтарем
  • Цвет янтаря
  • Технология обработки янтаря
  • Картины из янтаря
  • Целебные свойства янтарных ламп

Источник: https://yantar.in.ua/blog/vse-o-svyatom-luke.html

Тетраморф

Видение пророка Иезекииля
(Рафаэль, 1518 год)

Тетрамо́рф (др.-греч. τετρά-μορφος «четырёхобразный, четырёхвидный» от τέσσᾰρες, τέσσερες, τέττᾰρες, τέττορες, τέτορες «четыре» + μορφή, μορφά «вид, образ, очертание») — в иудео-христианском вероучении и богословии крылатое существо из видения пророка Иезекииля (VI век до н. э.) с четырьмя лицами — человека, льва (с правой стороны), быка и орла (с левой стороны). В Откровении Иоанна тетраморф представлен в образе отдельных четырёх апокалиптических существ (лат. quattuor animalia «четыре живущих»; четыре живых существа у протестантов) — стражей четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая.

Книга «Зо́ар» называет эти четыре образа над таинственной колесницей — четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека. В каббале эти существа носят название «хайот а-кодеш» (букв. «святые животные»).

Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов и термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии. Существа стали символами евангелистов и формой их традиционного (с VII века) символического изображения:

  • Матфей в образе ангела,
  • Марк в образе льва,
  • Лука в образе тельца,
  • Иоанн в образе орла.

Каждый из них крылат и держит Евангелие.

В Священных Писаниях

Тетраморф
(фреска, монастыри Метеоры, XVI век)

В Ветхом Завете

Образ четырёх животных происходит из пророческого видения Иезекииля (Иез. 1:4-28; также 10:14 и 41:19). Иезекииль описывает этих существ следующим образом:

облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; <…> Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. <…> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. <…> А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз.
(Иез. 1:5-18)

Ниже (Иез. 10:1) эти существа названы херувимами (ср. также 1Пар. 28:18), а вместо лика быка Иезекииль упоминает лик херувима (Иез. 10:14).

В Новом Завете

Апостол Иоанн в «Откровении», глава IV, продолжил эту традицию, говоря, тем не менее, об одном лице у каждого из четырёх существ:

…перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
(Откр. 4:6-8)

В дальнейшем рассказе Иоанна о снятии Агнцем печатей с Книги Жизни каждое из четырёх животных после снятия первых четырёх печатей произносит — «иди и смотри», после чего перед Иоанном появляются поочерёдно четыре всадника Апокалипсиса (Откр. 6:1-8).

В апокрифах

Апокриф «Откровение Авраама», написанный в конце I века независимо от Откровения Иоанна Богослова, рассказывает о вознесении праотца Авраама на небо, где он увидел огненный престол Божий «и под престолом животы четыри огнены поюща. А зрак их един каждо их четверолицен. Взор таков лиц их: львов, человец, волуи, орёл. Четыре главы, и комуждо крил 4». Эти животные воспевали хвалу Богу, как и у Иоанна Богослова, но являются не четырьмя различными существами, а, как у пророка Иезекииля, каждый из них имеет четыре лица.

В религиозной традиции

Видение Иезекииля
Маттеус Мериан (1593—1650)

В иудаизме

В Талмуде говорится, что четыре существа, которых Иезекииль видел около трона Божия, первоначально были человек, лев, бык и орёл, но что Иезекииль упросил Бога взять вместо быка херувима для того, чтобы Богу не пришлось иметь постоянно перед глазами тельца, который напоминал бы Ему ο том, как евреи поклонялись этому животному.

Известна еврейская рукопись второй половины XIII века, на которой Древо жизни охраняют четыре херувима. Это объясняется тем, что в соответствующем месте Книги Бытия (3:24) используется форма множественного числа «כרובים» (керувим), которая в христианских Библиях традиционно переводится словом «херувим» в единственном числе.

В Каббале

Лев Орёл Человек Бык
Каббалистические миры Ацилут Брия Иецира Асиа
Сфирот (по версии Бааль Сулам) Нецах Иесод Малхут Ход
(по версии Д. Л. Андреева) Хесед Гвура Малхут Тиферет
Стороны света Юг Восток Запад Север
Архангелы (согласно мидрашам) Михаэль Рафаэль Уриэль Гавриэль
Знаки зодиака Лев Скорпион Водолей Телец

Согласно Борхесу, в каббалистической Книге «Зогар» («Сияние») эти четыре животных зовутся Ганиэль, Кафзиэль, Азриэль и Аниэль и глядят они на Восток, на Север, на Юг и на Запад.

В христианстве

Эти четыре животных стали символами четырёх евангелистов. Традиционное толкование таково:

«Святой Марк и лев»
(Эммануил Цанес, 1657 год)

Иллюстрация Существо Евангелист Значение
Человек (ангел)
(лат. imago hominis)
Матфей Человеческая природа Христа, его воплощение
Лев
(лат. imago leonis)
Марк Действенность, господство и царская власть Христа-Царя, его Воскресение из мёртвых
Бык (Вол)
(лат. imago vitulis)
Лука Священнодейственное и священническое достоинство Христа, его крестная жертва
Орёл
(лат. imago aquilae)
Иоанн Дар Святого Духа, носящегося над Церковью, а также Вознесение Господне

Подобное распределение существ между евангелистами устоялось не сразу — сначала в христианском богословии с конца II века, а с IV века и в христианском искусстве. Как символы евангелистов эти образы закрепились в богословии с Иеронима, а начиная с VII века его трактовка их становится обязательной на христианском Западе.

Первая версия: Впервые во II веке Ириней Лионский, толкуя Апокалипсис, предложил трактовку связи евангелистов и существ из видения Иоанна Богослова: лев у Иринея символизирует Иоанна Богослова, телец — Луку, человек — Матфея, орёл — Марка. Так же считали Анастасий Синаит, Арефа Кесарийский, Феофилакт Болгарский и некоторые другие богословы. Эта традиция была сохранена на христианском Востоке в малоазийских церквях. Ириней растолковывает, что именно символизирует каждое из существ, и подытоживает, что справедливо, что на них восседает Иисус Христос.

Вторая версия: В конце II века появляется новое распределение: лев — Марк, телец — Лука, человек — Матфей, орёл — Иоанн. Эту версию поддержали Викторин из Петтау, Епифаний Кипрский, Иероним, Григорий I и другие: «символом евангелиста Матфея является человек, потому что он начинает Евангелие с человеческой родословной Христа. Евангелиста Марка изображают со львом, так как он описывает в начале Евангелия пустыню и Иоанна Крестителя. Евангелист Лука изображается с тельцом, потому что он начинает Евангелие с описания жертвоприношения в храме, совершаемого Захарией. А апостол Иоанн, как орёл, возносится в горние сферы». Данная версия получила наибольшее распространение в христианском богословии и искусстве.

Третья версия: Ипполит Римский и Блаженный Августин придерживались третьей версии: лев — Матфей, телец — Лука, человек — Марк, орёл — Иоанн.

Святой Иероним в своём комментарии к Иезекиилю попытался обосновать эти атрибуты. Он говорит, что Матфею был дан ангел (человек), ибо он представил человеческую природу Спасителя; Марку — лев, ибо он объявил о царском достоинстве Христа; Луке — бык, эмблема жертвенности, ибо он показал священническую сущность Христа; Иоанну же орёл — за возвышенный полёт его веры. Также Иероним объяснял, что животных четыре, так как они соответствуют четырём сторонам света, а также приводил их ассоциации с четырьмя элементами, временами года, добродетелями. Григорий Великий (VII век) считал что существа выступают символами Иисуса Христа в различные фазы его земной жизни: родился он как человек (incarnatio), смерть принял как жертвенный бык (passio), при воскресении был львом (resurrectio), а вознёсся как орёл (ascensio). Также тетраморф получил трактовку как символ единого Евангелия (Слова Божия), записанного четырьмя евангелистами.

О существах рассуждает Августин, Климент Александрийский. При этом Климент, комментируя описание Ковчега Завета из книги Исход, пишет что херувимы на его крышке символизируют » указание на чувственный мир, двенадцать знаков Зодиака и определяемый ими ход времени». В дальнейшем появилась отдельная астрономическая интерпретация животных (см. ниже).

«Вседержитель» — Христос в тетраморфе (Новгород, XV век)

В толковании на книгу Откровения Андрей Кесарийский (VI—VII века) пишет:

Четырьмя животными и старцами указывается на то, что из Ангелов и людей образовалось одно стадо и одна Церковь чрез Христа Бога, совокупившего разъединённое и разрушившего преграды средостения. И, вот, как мы слышали, вместе с четырьмя животными, превосходящими прочих чинов Ангельских, Божия песнопения и поклонения оказываются достойными и старцы, означающие полноту спасаемых.

К тетраморфу евангелистов в Православной церкви относят заключительные слова тайной евхаристической молитвы священника на литургии, их он произносит за богослужением как возглас: «поюще (орёл), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)».

В Православной церкви первая глава пророка Иезекииля, повествующая о таинственных четырёх животных, носящих престол славы, читается на шестом часе в Великие понедельник и вторник.

В Русской церкви

Икона «Видение Иезекии», 14 век, Фессалоники

Традиционная «латинская система» соответствия животных и евангелистов была утверждена на Руси как единственно правильная лишь на Большом Московском соборе в 1666 году. В ходе реформы патриарха Никона толкование образов стало восходить к трудам Викторина из Петтау, епископа Епифания Кипрского (Епифаний из Константа), Иеронима и Григория I.

Указом Святейшего Синода от 1722 года, изображать евангелистов с их именованием в виде существ тетраморфа запрещено. Тетраморфные символы, могли только сопровождать человеческие образы евангелистов. Самостоятельные изображения тетраморфа, как прообраза евангелистов, остались в традиции старообрядческой иконописи.

Старообрядцы

Старообрядцам свойственна иная, более древняя на русской почве идентификация символов с евангелистами: Иоанн символизируется львом, Марк — орлом, Матфей — ангелом, Лука — тельцом. Такое толкование пророчества Иезекииля восходит к Иринею Лионскому. В «Поморских ответах» апологет старообрядчества Андрей Денисов посвящает изображениям евангелистов целую главу и доказывает католическое («римское») происхождение принятого сегодня толкования:

В древлецерковныхъ книгахъ печатныхъ святiи четыре евангелиста вообразахуся Матфей лицемъ человеческим, Марко лицемъ орлимъ, Лука телечимъ, Иоанн львовым… Сей древлецерковный обычай изменивше, воображаютъ Иоанна лицем орлимъ, а Марка лвовымъ… Римляне бо пишутъ Иоанна лице орле, а не лвово; а Марка лице лвово, а не орле…

Астрономическая интерпретация

Изображение Созвездие Существо Значение Сторона света
Стрелец Человек всё убивающая зима юг
Лев Лев всепожирающая осень запад
Телец Бык питающее лето север
Пегас Орёл весна восток

Николай Морозов в своей работе «Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса» представил связь библейских животных с четырьмя созвездиями. Морозов, будучи основоположником новой исторической хронологии, рассчитал, что своё видение на острове Патмос Иоанн Богослов увидел 30 сентября 395 года, однако в этот день созвездия Тельца и Льва были не видны на звездном небе над островом.

Связь с временами года Морозовым была дана по причине того, что в указанные созвездия входит солнце в начале каждого сезона. Также крестообразное расположение данных созвездий на небе по четырём странам света соответствует традиционному представлению о них как о патронах сторон света, известному ещё из сочинений Иеронима Стридонского (IV век)

Астрономическая интерпретация знает и другие идентификации: человек — созвездие Скорпиона или Водолея, орёл — созвездие Скорпиона.

Источник образов

Предполагают, что корни тетраморфа и выбор животных следует искать в вавилонской мифологии, где они символизировали четыре мужские фигуры четырёх планетарных богов:

  • Бык — атрибут верховного бога Мардука (Юпитер)
  • Лев — бога войны Нергала (Марс)
  • Орёл — бога ветра Нинурта (Сатурн)
  • Человек — бога мудрости Набу (Меркурий)

Немецкий исследователь, доктор Рихард Хеннинг ищет отдалённый источник этих эмблем в четырёх знаках зодиака, отстоящих один от другого на девяносто градусов. Что до льва и быка, тут нет никаких трудностей; ангел отождествляется с Водолеем, у которого облик человека, а Иоаннов орёл — со Скорпионом, но это отвергают, так как Скорпион считается предвестником зла. Никола де Вор в своем «Астрологическом словаре» также выдвигает эту гипотезу, замечая, что четыре эти фигуры сочетаются в сфинксе, у которого может быть человеческая голова, туловище быка, когти и хвост льва и крылья орла.

Бычий колосс (деталь ассирийских ворот; имеет тело льва, бычьи копыта, крылья орла и лицо человека)

При раскопках ассиро-халдейских городов были найдены колоссы быков и львов, имевших человеческие головы, а порой и две пары крыльев (два из которых опущены, что соответствует описанию Иезекииля — Иез. 1:9). Эти фигуры устанавливались при входах в храм и выступали в роли кариатид, поддерживающих своды (ср. с Иезекиилем, рассказывающем о своде, лежащем над головами животных — Иез. 1:22). Русский богослов, профессор М. Н. Скабалланович сообщает, что известен рисунок на шумерском каменном цилиндре, изображающий бородатого бога, чей престол поддерживают четыре таких крылатых быка.

Аналоги в других традициях

Как указывает энциклопедия символов: «тетраморфы — мифологические существа (как правило, животные), олицетворяющие четверичные космические структуры: страны света, времена года, стихии (иногда этот ряд может быть дополнен другими элементами). Изначально в мифологической картине мира это существа, персонифицирующие направления и располагаемые по четырём сторонам мирового древа; это хозяева и стражи „четырех сторон света“, образы божественного покровительства, защиты от хаоса». Различные культуры имеют в своей мифологии фигуры, схожие с библейскими тетраморфами:

  • В древнекитайской космологии подобные функции изначально выполняет тетрада священных животных — дракон, феникс, тигр, черепаха. Аналогичные фигуры имеются на печатях Мохенджо-Даро.
  • Возможным продолжением этого образа в индийской традиции являются ваханы (ездовые животные богов) и локапалы — божества, охраняющие страны света; первоначально их было четыре, затем стало восемь; считалось, что у каждого из них свой слон, поддерживающий землю с одной из сторон.
  • В Шумере функции тетраморфов выполняли лев, орёл, павлин и бык.

В целом можно обозначить следующую схему соответствий сторон света и существ-охранителей — для севера, запада, юга, востока:

  • чёрная черепаха, белый тигр, малиновый феникс, зелёный дракон (Юго-Восточная Азия);
  • орёл, вол, лев, человек (Ассирия, Древний Израиль);
  • орёл, слон, дракон, рыба (Древняя Греция),
  • ястреб, шакал, обезьяна, человек (Древний Египет).

Кроме того, сын древнеегипетского бога Гора изображался с человеческой головой, а остальные три — с головами животных. А в индуизме четыре головы имеет Брахма. В изображении бога Митры также совмещаются 4 тела: человека, льва, птицы и змеи.

Коран в 71 суре «Нух» рассказывает о традиционных для арабской мифологии божествах, от которых не хотели отказаться современники пророка Нуха (Ноя): «сказали : „Не отрекайтесь ни за что от своих богов: ни от Вадда и Сува’, ни от Йагуса, Йа’ука и Насра!“». Профессор М. Н. Скабалланович считает, что речь идёт об идолах имевших форму человека (женщины), льва, коня и орла.

> Храмы

  • Церковь Четырёх живых существ (Тетраморфа) находится в верхнем пролёте лестницы в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, принадлежит Эфиопской православной церкви.

Изображения в культуре

Вознесение Христа
(Евангелие Рабулы, VI век). Христос возносится на тетраморфе с огненными колесами, Крылья тетраморфа покрыты глазами

Согласно букве священного писания, тетраморф изображался вместе с огненной колеснице в видении Иезекииля, а также входил в иконографию «Христос во славе», трон которого, по Апокалипсису, стоял на четырёх животных. То есть Христос изображался в мандорле, по углам которой располагались символы евангелистов. Подобно библейским херувимам и серафимам, тетраморфы-символы евангелистов изображаются у Престола Вседержителя, окружая его с четырёх сторон, что символизирует распространение Благой вести на четыре стороны света. В руках апокалиптических животных — Евангелия.

До определённого момента тетраморф также использовался в иконографии Вознесения Господнего — то есть он возносился на колеснице-тетраморфе с огненными колесами.

В Западной Европе

Тимпан собора в Бурже

Часто символы евангелистов изображали на тимпанах и порталах храмов, где они окружали Христа во славе. Кроме того, большое число изображений оставили средневековые миниатюристы.

Все звери, в соответствии с видениями Иезекииля и Иоанна Богослова, как правило изображаются крылатыми, хотя существуют манускрипты, где наблюдается отход от этого канона. Также, некоторые художники, отправляясь от сведений Иоанна Богослова, покрывали крылья тетраморфов глазами.

В эпоху возрождения наиболее значимым изображением, хотя и единичным, стала картина Рафаэля «Видение пророка Иезекииля».

В православии

Изображение евангельского тетраморфа в древнерусской живописи было не очень популярно. Считается, что первым является изображение в Трирской Псалтыри XI века на миниатюре с Христом, венчающим Ярополка и его жену Ирину (Гертруду). Самый ранний новгородский тетраморф — фрески церкви Спаса Преображения Ковалевского монастыря (1345 год), разрушенного во время Великой Отечественной.

В системе росписи православного храма тетраморфы могли изображаться в парусах купола вместо собственно евангелистов, либо же вместе с ними. В иконе «Единородный Сыне» Спас держит в руке небольшой тетраморф.

В самостоятельных композициях животные практически не встречаются, но изображаются на иконах евангелистов (например, на Царских Вратах иконостаса), а также в составе сложных иконографических композиций, таких как Спас в силах, Неопалимая Купина и т. п., обычно в виде четырёх фигур, размещённых в красных лучах, направленных в четыре стороны, в знак распространения света евангельского учения по всей Земле.

Прочее отражение в культуре

Четыре апокалиптических животных являются символами, используемыми масонами. Ниже представлены флаги масонской ложи «Ниагара-2» в канадском городе Ниагара-он-те-Лейк провинции Онтарио.

Карта Таро «Мир»

Четыре евангелиста
(А. Блумарт, 1615 год)

  • В колоде Таро символы евангелистов располагаются по углам Старших Арканов — «Повозка», «Колесо судьбы» и «Мир».
  • Тетраморф является одним из «монстров недели» в сериале «Секретные материалы». В серии посвященной ему, он представлен ангелом-серафимом, забирающим души своих дочерей-нефилим чтобы они не достались Дьяволу.
  • Образы существ, традиционно символизирующих евангелистов, использованы в песне Город золотой, на стихи Анри Волохонского:

Одно — как жёлтый огнегривый лев,
Другое — вол, исполненный очей,
С ними золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

  • Образы евангелистов также использованы в песне «Орёл, Телец и Лев», написанной Борисом Гребенщиковым («Аквариум»):

«Откуда этот редкостный напев,
Знакомых нот чудесное сплетенье?
Стук в дверь мою. Кто? — спрашиваю. Тени.
Они ответствуют: Орёл, телец и лев.»

Примечания

  1. Древнегреческо-русский словарь Дворецкого „τετρά-μορφος“
  2. «Черты лица изменяются согласно форме, свойственной внутреннему лицу, духу. Уже при самом выходе из Эдена душа имеет определенную форму, которая отражается на лице. Все физиономии имеют свой прообраз в четырех первобытных типах, к которым они приближаются или от которых отклоняются, смотря по степени, занимаемой каждой душой в области интеллектуальной или моральной. Эти четыре первобытных типа — те четыре образа, которые намечены были Иезекиилом над таинственной колесницей» / Зогар // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  3. Слово «смотри» отсутствует в лучших греческих рукописях (А.Подосинов. Символы четырёх евангелистов), включая Александрийский и Ефремов кодексы; см. текст по NA.
  4. Тихонравов Н. С. Летописи русской литературы и древности. 1863. Т. 1, С. 43
  5. Талмуд, Хагига 13б
  6. Landsberger F. The Origin of the Winged Angel in Jewish Art // Hebrew Union College Annual. 20. Cincinatti, 1947. P. 227
  7. 1 2 Предисловие к Книге Зогар. «Сафра дэ-Цниута» — Книга Скромности
  8. Андреевская энциклопедия
  9. Глаголев А. А. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах: (Опыт библейско-богословского исследования). Киев, 1900. С. 442—443
  10. Св. Ириней Лионский. Творения. — М, 1996. — Репринтное воспроизведение издания: Сочинения святаго Иринея, епископа Лионскаго. — СПб, 1900. Пять книг против ересей. Книга 3. Обличение и опровержение лжеименного знания, Глава 11, раздел 8.
  11. Подосинов А. В. Символы четырёх евангелистов. Их происхождение и значение. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 174 с.
  12. Евангелие от Иоанна имеет лицо льва: ибо лев есть образ царской власти: так и Иоанн начал с царственного и владычественного достоинства, с Божества Слова, сказав: в начале бе Слово, и Бог бе Слово. Евангелие от Матфея имеет лице человека: потому что оно начинается с плотского рождения и вочеловечения Слова. Евангелие от Марка сравнивается с орлом: потому что оно начинается с пророчества об Иоанне: а дар пророческой благодати, как дар острого видения и прозрения в отдаленную будущность, можно уподобить орлу, о котором говорят, что он одарен самым острым зрением, так что он один из всех животных, не смежая очей, взирает на солнце. Евангелие от Луки подобно тельцу: потому что начинается с священнического служения Захарии, возносившего фимиам за грехи народа: тогда приносили в жертву и тельца. // Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на Святое Евангелие от Марка
  13. 1 2 3 Андрей Чернов. Иоанн Богослов — орёл или лев? Евангельский тетраморф в начальной русской традиции
  14. Александр Мень. Читая апокалипсис. Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова. Глава 4, М., 2000.
  15. «propter quattuor cardines mundi quibus orbis includitur» — Hieron. Comm. in Ez. 1,1
  16. Григорий Великий. In Ez. I. Ill, 1 и I. IV, 1—2 (PL, 76, 806; 815—816)
  17. 1 2 Как изобразить непостижимое?
  18. Климент Александрийский. Строматы
  19. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис
  20. Богослужение
  21. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи. — СПб., 1872. Т. II. С.295. 21 мая 1722 г. № 625 С. 293—295.
  22. Полное Собрание Законов Российской Империи (1720—1722) ПСЗРИ. СПб., 1830. Т. VI. С.763. 31 августа 1722 г. № 4079 С. 762—763.
  23. Денисова Е. В. — Львы на перламутровой иконе: к уточнению атрибуции ISSN 2227-8788
  24. Поморские ответы. Глава 21 «О Евангелистах»
  25. Морозов Н. А. Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса. М., 1907. С. 44-47
  26. «Четыре животных» Иезекииля как символы стран света // Подосинов А. В. Символы четырёх евангелистов: Их происхождение и значение
  27. Gunkel H. Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des Neuen Testaments. Göttingen, 1903. P. 47
  28. Jeremias A. Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients. 4. Aufl. Leipzig, 1930. P. 700
  29. 1 2 Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь, 1904. — С. 41.
  30. Скабалланович М. Н. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. — Мариуполь, 1904. — С. 42.
  31. 1 2 Энциклопедия символов и знаков
  32. Коран 71:23
  33. Храм Гроба Господня В Иерусалиме
  34. Устройство православного храма
  35. Алексеев С. В. Зримая истина. М., 2003. ISBN 5-7654-2517-8 С. 130

Символы евангелистов

(61 голос: 4.4 из 5)

Си́мволы евангели́стов – иконографические символы, представляющие изображение четырех живых существ, связанные с видениями пророка Иезекииля (Иез.1:4-11) и апостола Иоанна Богослова (Откр.4:6-8), которые древняя христианская традиция усвоила евангелистам. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

На некоторых древних иконах и фресках эти символы, имея тот же смысл, сочетаются в другом порядке.

Изображения четырех евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.
Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.

В первые века христианства символами евангелистов служили 4 райские реки.
На смену им в том же периоде явились символы четырех животных, окружающих престол Иеговы, по описанию пророка Иезекииля.

Символы относит к евангелистам уже Ириней Лионский; Матфей – человек, Марк – орел, Лука – вол, Иоанн – лев.

Блаженный Иероним предлагает распределение символов, принятое у нас в настоящее время: Матфей – человек, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел.

Изъяснение символов в смысле указания на искупление Иисуса Христа, Который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принес Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознесся на небеса (орел), не достигает цели: оно не определяет, почему именно символ человека усвоен евангелисту Матфею, лев – Марку и т.д.

Объяснение блаженного Иеронима: в евангелии Матфея родословие Иисуса Христа, в евангелии Марка – голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыни..; в евангелии Луки речь о свящ. Захарии, в евангелии Иоанна о недосягаемой высоте Слова. С этим последним объяснением согласно и объяснение св. Григория Двоеслова, допускающего, впрочем, и возможность другого объяснения в приложении к Иисусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел).

У Софрония, патриарха иерусалимского: лев – сила и начальство Иисуса Христа; телец – священническое служение Иисуса Христа; человек – явление во плоти; орел – нисходящая сила Святого Духа.

В этом разнообразии обнаруживается также различие частных мнений. Оно происходит также и в памятниках изобразительного искусства – мозаиках, фресках миниатюрах. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К этому тетраморфу древние относят слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Источник: https://azbyka.ru/simvoly-evangelistov

Лука Евангелист

(сокращ. форма лат, слова Lucanus, как например Сила — Silvanus), писатель третьего Евангелия и книги Деяний Апостольских. Он вообще не поименован как писатель последней книги, но всеобщее и непрерывное предание Церкви с самого начала приписывало ему составление означенной книги Н.З. По свидетельству Евсевия и Иеронима, Лука был уроженец г.Антиохии. В посл. к Колоссянам (Кол.4:14 ) ап. Павел именует его врачом, возлюбленным. Основательное его знакомство с Иудейскими обычаями, образ мышления, фразеология делают несколько вероятным, что он сначала был прозелитом, иноплеменником, принявшим Иудейскую веру, хотя с другой стороны, по его классическому стилю, чистоте и правильности греч. языка в его Евангелии, скорее можно заключить, что он происходил не из Еврейской, а из греч. расы. Нам неизвестно, что именно побудило его к принятию Христианства, но мы знаем, что по своем обращении, сердечно привязавшись к великому ап. Павлу, он всю последующую жизнь свою всецело посвятил на служение Христу. Существует древнее предание, что Лука был из 70 учеников, посланных Господом во всякий город и место, куда Сим хотел идти (Лук.10:1 ). Другое древнее предание говорит, что он был вместе с тем и живописец и приписывает ему начертание икон Спасителя и Божией Матери, из коих последняя доселе хранится в Большом Успенском соборе в Москве. Касательно образа его деятельности по вступлении в апостол, служение, мы находим точные и определенные сведения, описанные им самим в кн. Деяний. Думают, что в трогательном Евангельском повествовании его о явлении воскресшего Господа двум ученикам, шедшим в Еммаус, под другим учеником, имя которого не упоминается, разумеется сам Лука (гл. 24). Когда Лука присоединился к ап. Павлу и сделался его спутником и сотрудником, достоверно неизвестно. Может быть, это было в 43 или 44 году по Р.Х. Затем он сопровождал апостола в Рим до времени первого его темничного заключения в оном (Деян.27:1 и след.) и оставался при нем (Кол.4:14 ). И во время вторых уз апостола, не задолго до его смерти, он также был при нем, тогда как все прочие оставили апостола; вот почему так трогательно звучат слова ап. Павла в конце 2-го посл. к Тимофею (2Тим.4:10 ): «Дамас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию. Одинь Лука со мною». По кончине ап. Павла, о последующей жизни ев. Луки из свящ. Писания ничего неизвестно. Существует предание, что он проповедовал Евангелие в Италии, Македонии и Греции и даже в Африке и мирно скончался на 80 летнем возрасте. По другому преданию, он скончался мученическою смертью при Домициане, в Ахаии и за неимением креста был повешен на оливковом дереве. Мощи его перенесены в Константинополь при имп. Констанцие в половине IV века. Память его празднуется Церковью 18 октября.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/biblerus/65920/%D0%9B%D1%83%D0%BA%D0%B0

Лука (евангелист)

В Википедии есть статьи о других людях с именем Лука.

Лука


Евангелист Лука и его символ, телец, на странице Остромирова евангелия

Рождение

неизвестно
Антиохия

Смерть

ок. 84 (?)
Фивы, Беотия, Греция

Почитается

Православной и Католической церквями

В лике

святой

Главная святыня

мощи в базилике святой Иустины (Падуя)

День памяти

в Православной церкви: 22 апреля (5 мая), 18 (31) октября, 4 (17) января
в Католической церкви: 18 октября

Покровитель

врачи, художники

Атрибуты

крылатый телец

Труды

Евангелие от Луки, Деяния святых апостолов

Категория на Викискладе

Лука́ (ивр. ‏לוקא‏‎, греч. Λουκᾶς) — апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом (Кол. 4:14), возможно, судовым доктором.

Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев.

По преданию, уроженец Антиохии Сирийской. В числе 70 апостолов (учеников) Иисуса Христа был послан на первую проповедь о Царствии Небесном ещё при земной жизни Спасителя. Был сподвижником святого апостола Павла и принял участие во втором миссионерском путешествии Павла, и с тех пор они были почти неразлучны. После мученической кончины апостола Павла в Риме Лука с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы (Греция) принял мученическую смерть, он был повешен на дереве в возрасте 84 лет.

В Библии ничего не сказано о происхождении Луки, предание же говорит, что апостол происходил родом из просвещённой греческой среды и, возможно, был единственным автором Нового Завета нееврейского происхождения. По преданию, Лука написал первую икону Пресвятой Богородицы, а также икону апостолов Петра и Павла и стал первым иконописцем. Самое раннее письменное изложения о том, что Лука написал икону Богородицы — в сочинении Федора Анагноста «Церковная история» (начало VI века), сохранившееся в пересказе Никифора Каллиста Ксанфопула в книге «Церковная история»:

Евдоксия прислала из Иерусалима Пульхерии икону Богородицы, которую написал апостол Лука.

Авторству Луки в Русской церкви приписывается около десяти икон Богородицы, кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь — в Риме.(см. Приписываемые апостолу Луке иконы). Среди них Айясская икона (находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в Айясосе), Владимирская Богоматерь (находится в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее), Иверская икона (находится в Иверском монастыре на Афоне), Киккская Богоматерь (находится в монастыре Киккос, о. Кипр), Мега-Спилеотисская икона (находится в монастыре Мега Спилео, Греция), Сумельская икона Божией Матери (находится в храме в деревне Кастанья, Греция), Тихвинская икона Божией Матери (находится в Тихвинском монастыре, Россия), Филермская икона Божией Матери (находится в Национальном музее в Цетине), Ченстоховская икона Божией Матери (находится в Ясногорском монастыре, Польша), Эдесская икона (находится в храме святых Вонифатия и Алексия в Риме) и ряд других.

Лука упоминается в Посланиях апостола Павла к Филимону (Флм. 24), втором послании к Тимофею (2Тим. 4:10) и в послании к Колоссянам (Кол. 4:14).

Символом евангелиста Луки, заимствованным из пророчества Иезекииля, является крылатый телец, держащий Евангелие — поскольку апостол особое внимание уделяет крестной смерти Иисуса Христа, а телец часто использовался как жертвенное животное (Смотрите подробнее об этом в статье: Тетраморф).

Мощи святого Луки покоятся в базилике Святой Иустины в Падуе (Италия).

  • Икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»

  • Эль Греко. «Евангелист Лука»

> См. также

  • Евангелие
  • Евангелие от Луки
  • Лука в народном календаре
  • Святой Лука (картина Хальса)
  1. Святой апостол и евангелист Лука // Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции. Монахиня Нектария (Мак Лиз), пер. с англ., Издательский дом «Русский Паломник». М., 2007
  2. Апостол от 70-ти Лука Евангелист
  3. А. П. Голубцов «Из чтений по церковной археологии и литургике». СПб, 1917 стр. 204
  4. Феодор Анагност «Церковная история»
  5. Волков Д.В. Алфавитный указатель названий и местоположения икон Божией Матери, происхождение которых предание связывает с именем св. евангелиста Луки.
  • Апостол и евангелист Лука
  • Святой апостол и евангелист Лука // Евлогите! Путеводитель по святым местам Греции. Монахиня Нектария (Мак Лиз), пер. с англ., Издательский дом «Русский Паломник». М., 2007

Алфей · Анна · Анна Пророчица · Варавва · Вартимей · Архангел Гавриил · Гестас · Диавол · Дисмас · Дочь Иаира · Елисавета · Закхей · Захария · Зеведей · Иоаким · Иоанн Креститель · Иоанна · Иосиф Аримафейский · Иосиф · Иосия · Каиафа · Клеопа · Лазарь · Легион · Лисаний · Лука · Малх · Мария Магдалина · Мария, мать Иакова · Мария · Мария из Вифании · Мария Клеопова · Марк · Марфа · Нафанаил · Никодим (бен Гурион) · Саломея · Самаритянка · Симеон · Симон Киринеянин · Симон прокаженный · Слепой из Вифсаиды · Сусанна · Сын вдовы из Наина · Феофил

Ангелы · Апостолы от семидесяти · Godfearers · Евангелисты · Иродиане · Жёны-мироносицы · Зелоты · Прозелиты · Саддукеи · Самаритяне · Синедрион · Книжники · Три царя · Ученики · Фарисеи

Жена Пилата · Ирод I Великий · Ирод Антипа · Ирод Архелай · Ирод Филипп II · Иродиада · Квириний · Корнилий · Лонгин · Понтий Пилат · Саломея · Тиберий

Агриппа II · Галлион · Ирод Агриппа I · Клавдий Лисий · Феликс · Сергий Павел · Фест

Иисус Христос

Аспекты: Исторический · Новый Завет · Христианский

Евангелия Персонажи Группы
Двенадцать апостолов Андрей · Варфоломей · Иаков Алфеев · Иаков Зеведеев · Иоанн (Возлюбленный ученик, Иоанн Евангелист, Патмос) · Иуда Искариот · Левий Матфей · Матфий · Пётр · Симон Зилот, (Иуда Зилот) · Фаддей · Филипп · Фома
Деяния
Пётр · Павел

Агав · Акила · Анания · Анания (Иудея) · Анания (первосвященник) · Аполлос · Аристарх · Бар-Иисус · Варнава · Власт · Гамалиил · Димитрий · Дионисий · Евтих · Иаков · Иасон · Иосиф Варсава · Иуда Варсава · Иуда Галилеянин · Корнилий · Лидия · Лука · Луций · Мария, мать Иоанна Марка · Марк-Иоанн · Матфий · Николай · Павел · Прискилла · Публий · Рода · Сапфира · Семь диаконов · Сила/Силуан · Симеон Нигер · Симон Волхв · Скева · Сосипатр · Стефан · Тавифа · Тимофей · Тит · Тихик · Трофим · Февда · Филипп

Римляне и
Иродиады
Евангелия Деяния
Послания

Александр · Андроник · Арета IV · Архипп · Ахаик · Диотреф · Еводия и Синтихия · Епафрас · Епафродит · Ераст · Именей · Иисус Иуст · Крискент · Мариамь · Архангел Михаил · Нимфан · Онисим · Фива · Филет · Филимон · Юния

Откровение

Антипа · Аполлион · Вавилонская блудница · Два свидетеля · Жена · Зверь · Три ангела · Четыре всадника

Полный список · Иисус: (Служение, Чудеса, Притчи, Timeline) · Новый Завет · Канонизация Нового Завета · Евангелия (Синоптические) · Послания (Павловы, Соборные) · Apostolic Age

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BA%D0%B0_(%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82)

Иконы Божией Матери. Написанные при Ее жизни земной

Чем отличается икона, написанная при жизни святого от созданной в более позднее время, по памяти и описаниям современников, передававшихся из поколения в поколение? Аналогия с портретами, один из которых сделан с натуры, а другой — по фотографии, будет довольно приблизительной, но в целом верной.

Жития святых доносят до нас свидетельства о том, как мученики, святители, преподобные и праведные уже после своей смерти являлись церковным писателям и иконописцам, вдохновляя их труды, сообщая важные детали и указывая на погрешности в работе. И все же произведения духовного искусства — а именно таковыми, без сомнения, являются и святые иконы — несут особую, ни с чем не сравнимую благодать в том случае, если они были созданы людьми, своими глазами видевшими жизнь (а иногда и смерть) подвижников веры Христовой.

Основателем христианской иконописи почитается святой апостол и евангелист Лука. Его кисти, как говорит Святое Предание, принадлежит около семидесяти икон Пресвятой Богородицы. Наиболее известные из них — Вифлеемская и Иерусалимская — чтимые в разных концах планеты святые образы, с каждым из которых связана многовековая драматичная история.

Однако есть среди икон, написанных апостолом Лукой, три особых иконы, написанные еще при жизни Пречистой Девы и удостоившиеся Ее владычнего благословения. Вот что говорят об этом дореволюционные Четьи-Минеи на день памяти евангелиста Луки: «Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащий на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принёс их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: “Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”».

Что же это за три иконы, которые успела увидеть и благословить Владычица до своего Успения в середине сороковых годов первого века? Предание называет их поименно. Это образ Божьей Матери Киккской «Милостивая», а также Сумельская и Филермская иконы Пречистой Девы. О каждой из них, несомненно, стоит рассказать подробнее.

Киккская икона Божией Матери «Милостивая» получила такое название потому, что Царица Небесная изображена на ней умоляющей Господа о милости к христианам. Предание говорит, что написавший ее апостол и евангелист Лука передал ее чадам Церкви в Египет, в христианской среде которого уже тогда начинало зарождаться монастырское и отшельническое жительство. Здесь икона пребывала вплоть до десятого века — а после, по причине невероятно усилившихся гонений на христиан и их святыни, была тайно перевезена в Константинополь. В столице Византии Киккская икона вплоть до двенадцатого века, окруженная величайшим почтением, пребывала в царских чертогах.

Известно, что по усердным молитвам перед ней получила исцеление дочь императора Алексия Комнина, страдавшая тяжким недугом, излечить который врачи были бессильны. Произошло это так. В столицу империи морем прибыл правитель Кипра Мануил Витомит с дерзновенной просьбой: отдать святой образ в монастырь на горе Киккос. Повинуясь первому благому порыву, император дал согласие — после чего его дочь непостижимым образом исцелилась.

Убедившись в чудотворной силе святого образа, император стал сожалеть о своем великодушии и объявил, что переменил решение и икону кипрскому монастырю не отдаст. Правитель острова в печали покинул Константинополь. А Алексий Комнин после этого заболел сам. Во сне ему явилась Царица Небесная, повелев немедля отправить икону в Киккский монастырь на Кипре. Пока снаряжался корабль, которому предстояло доставить икону на остров, император приказал сделать копию с чудотворной иконы.

Император выздоровел — как и долгое время страдавший от паралича кипрский правитель. На Кипре, куда доставили икону, на вклад, сделанный Алексием Комнином, был построен императорский храм.

В последующие времена Киккская икона, находясь в монашеской обители, явила много чудес. Когда один язычник в умоисступлении хотел ударит святой образ, его рука немедленно усохла. В воспоминание об этом монастырская братия прикрепила к окладу иконы железную кисть руки.

На Киккской иконе лики Царицы Небесной и Богомладенца прикрыты как бы пеленой, по диагонали располагающейся от левого верхнего угла к правому нижнему. Как и когда она появилась — никто не знает. Эта пелена воспроизведена и на копии иконы, которая сегодня открыта для поклонения в монастыре. Оригинал также находится в святой обители на Кипре, однако в наше время недоступен для обозрения.

Самый известный в России список чудотворной Киккской иконы «Милостивая» находится в Москве, в Зачатьевском Монастыре. Перед ним регулярно читается акафист. Верующие просят Божью Матерь у иконы Ее «Милостивая» о прекращении засухи, об остановке кровотечений, об избавлении от бесплодия, об ободрении в нужде и печали, об укреплении на монашеском пути, о утолении головных болей, об исцелении расслабленных, а также в различных семейных скорбях.

Другая икона Богородицы, написанная при Ее жизни апостолом Лукой, — Сумельская. О ее происхождении и связанных с ней чудесах известно из древних источников. В 385 году двое иноков, Варнава и Софроний, пришли в одну из церквей в Афинах, чтобы поклониться Богородице у Ее иконы, написанной святым евангелистом. Сам апостол некогда отдал ее в Фивы, и уже оттуда одним из его учеников она была передана в самый большой храм Афин.

Стоя у чтимого образа, Варнава и Софроний услышали голос Пречистой, повелевший им отправиться на восток, до самого Понта, и у горы Мела построить монашескую обитель. Не смея ослушаться, не требуя уточнений, иноки отправились в долгий путь — и остановились лишь тогда, когда обнаружили уже знакомую им икону стоящей на высоком уступе скалы.

Как ни чудно было перенесение образа, иноков стали одолевать сомнения: буквально нависающее на склонах утеса место, где не было даже воды, казалось им мало пригодным для будущего монастыря. Однако инокам явилась Божья Матерь — и из скалы по Ее велению забил источник. Устыдившись собственного маловерия, Варнава и Софроний усердно принялись за строительство храма, а затем и монастыря, который со временем наполнился братией и стал известен как обитель Богородицы Черной горы или Панагия Сумела.

Святая обитель, где с тех пор и пребывала перенесшаяся по воздуху икона Богородицы, расположенная на высоте 1200 метров над уровнем моря, стала со временем центром духовной жизни всего Понта — а источник, забивший по велению Пресвятой Девы, бил здесь непрерывно (и бьет до сего дня). Тут короновалось на царствие не одно поколение Комнинов. И каждый из императоров делал в монастырь богатые вклады, выделял средства на строительство, даровал монашествующей братии привилегии. Мощи основателей святой обители пребывали здесь же.

И даже после падения Византии монастырь продолжал действовать. С этим временем связано старинное предание. Сулейман Великолепный, властвовавший в XVI веке, однажды во время охоты оказался у подножия Черной горы. Подняв глаза и увидев христианский монастырь с сияющим над ним золотым крестом, султан пришел в ярость и повелел сопровождавшим его воинам сравнять обитель с землей. Не успел он договорить, как был невидимой силой повержен с коня на землю и забился в припадке, как это иногда бывает перед смертью. На следующий день, все же придя в себя, мусульманский властелин оставил за Сумельским монастырем все прежние привилегии, добавив к ним и свою благосклонность.

Однако века спустя, во время принудительного переселения греков в Элладу в 1922 году, насельникам все же пришлось покинуть Сумельскую обитель. Чудотворную икону Божьей Матери монахи, уходя с намоленного места, забрали с собой. А древний монастырь постепенно превратился в живописные развалины, пусть и имеющие в современной Турции статус архитектурного памятника.

В 2010 году, в великий праздник Успения, здесь была торжественно совершена первая за почти девяносто лет литургия, за которой вместе молились тысячи христиан, прибывших из разных стран.

Оригинал чудотворной иконы в настоящее время находится в Греции; известно немало списков с нее. Перед иконой Божьей Матери Сумельская родители молятся о выздоровлении своих чад, супруги — об избавлении от бесплодия и даровании детей, а все христиане, независимо от пола, возраста и семейного положения — о помощи в насущных нуждах.

Из трех икон, написанных апостолом Лукой при жизни Богородицы, Филермская — единственная, где Она изображена без Младенца на руках. Лик Пречистой будто умоляет Господа о снисхождении к людям. Написав эту икону, святой евангелист отдал ее антиохийским монахам-назореям, связавшим себя обетами строгой жизни. У них образ находился в течение почти трех столетий, а затем был отправлен в Иерусалим. Там ее и обнаружила супруга императора Евдокия, посещавшая Святую Землю с паломничеством. Заручившись благословением иерусалимского епископа, она перевезла икону в Константинополь, где передала ее сестре мужа, Пульхерии Благоверной.

После этого образ был торжественно водворен в новопостроенном Влахернском храме столицы, где многие верующие получали исцеление и другое, просимое ими в молитве перед иконой. А в 626 году святой образ, перед которым верующие возносили горячие мольбы, избавил Константинополь от завоевания персами — после этого иконе был составлен акафист, особое духовное песнопение, которое полагалось слушать стоя.

Всего же этот образ Богородицы находился в Царьграде более семи веков. А вот имя, под которым она известна, икона получила позже, когда вместе с захватившими Константинополь рыцарями-крестоносцами она попала сперва в Иерусалим, затем в Акру — а после захвата ее турками — на Крит, и, наконец, в 1309 году — на остров Родос, где она пребывала два последующих столетия.

На Родосе специально для чудотворной иконы рыцарями был возведен храм на фундаменте византийской базилики в Ялисе, на горе Филермиос. Отсюда и произошло ее название — Филермская. Храм этотсохранился, он действует и поныне, причем православные христиане и католики молятся в нем перед списком с чтимой иконы, находясь при этом в разных частях здания, каждые в своей.

Когда в 1522 году, после длительной осады, Родос был полностью захвачен турками, рыцари покинули остров, увозя с собой христианские святыни, в числе которых была и Филермская икона. Семь лет рыцари-мальтийцы оставались в Италии, переезжая с места на место — и реликвии путешествовали вместе с ними. Наконец в 1530 году император Священной Римской Империи Карл V передал ордену Мальту, Комино, Гоцо и другие средиземноморские острова. Филермская икона была перевезена в форт Святого Ангела, и позже — в резиденцию ордена, замок святого Михаила.

С иконой связывают победу над турками, атаковавшими Мальту в 1565 году. А вот при завоевании Мострова войсками Наполеона в 1798 году магистру ордена Гомпешу пришлось спешно вывозить святыни с острова: вместе с Филермской иконой он увез десницу святого Иоанна Крестителя и часть Животворящего Креста Господня.

После того, как русский император Павел I стал великим магистром Мальтийского ордена, состоялось перенесение мальтийских святынь в Санкт-Петербург. Для Филермской иконы Павел заказал массивную золотую ризу с драгоценными камнями. В России икона пребывала вплоть до революционных событий и была отмечена многими чудотворениями. Так, страшный пожар, бушевавший в столице империи в 1837 году, совершенно не повредил ее, хотя буквально все вокруг было уничтожено огнем. Находясь в Гатчине, икона торжественно выносилась для поклонения верующих, что ежегодно сопровождалось крестным ходом и другими церковными церемониями.

В течение многих десятилетий Мальтийский орден не прекращал попыток вернуть Филермский образ. Николай II намеревался отдать его, и даже заказал список и фотокопии иконы, но известные события помешали его намерению. Реликвии, принадлежавшие Мальтийскому ордену, в том числе и Филермскую икону, тайно вывезли из России и после того, как они некоторое время находились в Эстонии, передали матери последнего русского царя, императрице Марии Федоровне в Данию. Мальтийский же орден получил сделанную по указанию царя точную копию иконы, которая в настоящее время находится в базилике города Ассизи. Остались почитаемые копии иконы и в России — например, в Павловском соборе Гатчины находится список с неё, сделанный протоиреем Алексием Благовещенским.

После того, как императрица Мария Федоровна умерла в 1928 году, ее дочери передали святыни предстоятелю Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому). Он благословил поместить Филермскую икону в православном соборе Берлина. Накануне прихода к власти нацистов, опасаясь за судьбу святынь, епископ Тихон передал образ югославскому королю Александру I Карагеоргиевичу. После Второй Мировой войны Филермская икона и другие мальтийские святыни, хранившиеся в тайнике черногорского монастыря Острог, попали в руки спецслужб утвердившегося коммунистического режима и были недоступны для верующих вплоть до 1993 года.

В настоящее время Филермская икона Божьей Матери отделена от других реликвий и находится в Голубой часовне монастыря в Цетинье, на территории Народного музея. Часовня эта представляет собой комнату без окон, посреди которой в подсвеченной стеклянной витрине и пребывает святой образ, к которому ежегодно съезжается множество паломников. Православные черногорцы глубоко почитают эту древнюю святыню, волей Божьей оказавшуюся в их стране, и называют икону Божия Матерь Филермоза.

Перед Филермской иконой молятся об укреплении веры, об умножении духовных сил, о сохранении от раздоров и ересей. Божья Матерь Филермская почитается как покровительница иноков и благочестивых мирян.

Кроме Филермской, Сумельской и Киккской икон других образов Божьей Матери, написанных при Ее земной жизни, Святое Предание не называет. Однако есть немало чудотворных ликов Пречистой, созданных апостолом и евангелистом Лукой после Успения Богородицы. О некоторых из них, возможно не столь широко известных как Вифлеемская или Иерусалимская иконы, но также отмеченных многими чудотворениями, мы обязательно расскажем в одной из наших будущих статей на сайте «Свеча Иерусалима».

В.Сергиенко

Источник: https://ru.santosepulcro.co.il/ikony-bozhiej-materi-napisannye-pri-ee-zhizni-zemnoj/

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *