На горе Соколовка в Пскове возвышается монументальная статуя из бронзы, изображающая Александра Невского и его дружину. В псковских землях почитают этого правителя, которого в русской культуре так часто наделяют эпитетом «великий»: великий князь, великий полководец, великий дипломат. Мудрый правитель, талантливый и храбрый воин, и почитаемый святой – все это об Александре Невском.

Об Александре Невском

Сын Ярослава, князя Новгородского, внук Всеволода Большое гнездо, Александр сел на трон всего в пятнадцать лет. Ему рано пришлось возмужать, так как с востока грозили монголо-татары, и юному князю пришлось укреплять оборону, строить крепости, постигать военное искусство. Он одержал немало побед, но славу в веках ему принесли две из них.

15 июля 1240 года князь Александр разгромил шведский отряд, по легенде ведомый будущим королем Швеции ярлом Биргером, самолично поразив вражеского главнокомандующего. Эта победа остановила агрессию шведов на новгородско-псковские земли и предотвратила потерю берегов Финского залива Русью. Битва происходила на берегах Невы, в устье реки Ижоры, за что Александр и получил прозвище, под которым он и вошел в учебники истории – Невский.

А еще через два года князь Александр одержал новую героическую победу, не только имевшую важное историческое значение для последствующего развития России, но и ставшую своего рода культурным феноменом. Речь идет о Ледовом побоище от 5 апреля 1242 года. Против новгородского князя стояли превосходящие численностью ливонские крестоноцы, но войска Александра Невского сначала выбили их из Пскова, затем преследовали их в Эстляндии, пока, после потери передового отряда, дружина князя не отошла к Чудскому озеру.

Там и произошла знаменосная битва, после которой был заключен выгодный для русичей мир. Одетые в тяжелые латы ливонские рыцари попросту проламывали лед и уходили камнем в ледяную воду, в то время как легковооруженные русские ратники легко перемещались по льду. Эта битва неоднократно находила отражение в культуре и искусстве, и именно этому событию посвящен памятник в Пскове.

Памятник Александру Невскому в Пскове

Монумент был открыт в июне 1993 года, в честь 1090-летия Пскова. Его официальное название – «Ледовое побоище». Местоположение памятника не случайно, при его выборе учитывалось, что гора Соколиха находится на пути следования войск Александра Невского.

Памятник неизменно поражает воображение зрителей. Огромная, весом в 163 тонны, скульптурная композиция из меди и бронзы изображает великого князя Александра Невского, сидящего на коне. Его окружает его дружина – ратники из Пскова, Новгорода, Суздаля, Владимира.

В руках они держат щиты, на их главами реют стяги. Все в этой скульптурной композиции словно дышит мощью, единством, непобедимым духом защитников русской земли.

Источник: http://Pskovskie.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80-%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

История

В 1252 году, когда владимирский князь Андрей Ярославич, брат Александра Невского, вступил в союз с врагом Орды Даниилом Галицким, Сартак, как соправитель Батыя, отправил своего воеводу Неврюя с войском в карательный поход против мятежного князя. Андрей бежал в Швецию, а ярлык на верховное правление был передан дружественному Александру.

В 1253 к Сартаку через Константинополь прибыло посольство короля Людовика Французского во главе с монахом-францисканцем Гийомом Рубруком. Сартак благосклонно принял Гийома, но не стал вступать в переговоры, а перенаправил его к Бату. Один из приближённых Сартака заявил Гийому: «„Не говорите, что наш господин — христианин, он не христианин, а Моал“, так как название „христианство“ представляется им названием какого-то народа. Они превознеслись до такой великой гордости, что хотя, может быть, сколько-нибудь веруют во Христа, однако не желают именоваться христианами, желая своё название, то есть Моал».

После смерти Батыя (1255/1256) Сартак стал правителем Золотой Орды, но по дороге из Каракорума скончался (вероятно, был отравлен людьми своего дяди Берке).

Древняя Русь

Действительно в книгах Л.Н. Гумилева сей посыл неоднократно читается:
К примеру, в книге «Древняя Русь и Великая степь» (СПб. Кристалл, 2001), на стр. 482 читаем: «В 1251 г. Александр приехал в орду Батыя, подружился, потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана и в 1252 г. привел на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем».
Схожая фраза зафиксирована в популярной книге «От Руси к России» (М., АСТ, 2002), где добавлено: «Союз Орды и Руси осуществился благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра» (стр. 159-160).
В книге «Поиски вымышленного царства» (М., АСТ, 2002) Л.Н. Гумилев предлагает несколько иную трактовку события: «Однако война продолжалась, и союзники Александру Невскому были нужны. Поэтому он побратался с сыном Бату, Сартаком, и получил монгольские войска для борьбы с немцами». Как видим, четко проскальзывает геополитический аспект нарождавшихся «родственных» связей.
Эпигоны Гумилева пошли еще дальше. Особенно стоит отметить некоего С. Баймухаметова, который в своей книге «Александр Невский. Спаситель русской земли» (М., Астрель, 2009) пошел еще дальше. На стр. 54 он безапелляционно заявляет: «То, что Александр Невский — приемный сын хана Батыя, давно уже аксиома. То есть положение, не требующее доказательств. Из него исходят в дальнейших построениях и рассуждениях».
Господин Баймухаметов, ничтоже сумняшеся, даже предлагает нам некие «доказательства» этого факта: «И ни разу не встречал я дилетантского выпроса-возражения — а откуда вы взяли, что Невский был сыном Батыя? Где это написано? В каких летописях-документах?
Нигде не написано.
Прямых доказательства нет» (стр. 54-55)
Однако автор удосужился их придумать: «Одно из косвенных, но очень существенных доказательств побратимства Сартака и Александра я нашел в… «Житии» Александра Невского. То есть оно всегда было на виду».(стр. 55). Собственно дальше он цитирует само «Житие»:
«Решил князь Александр пойти к царю в Орду… И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя подобного ему». (стр. 56)
Такая цитата действительно присутствует в «Житии», например, в книге «Слово Древней Руси». М., Панорама, 2000, с.292-293.
Из этой цитаты Баймухаметов делает потрясающий вывод: «Не мог Батый говорить такое. Он и не говорил. Говорил, скорее всего, Сартак» (стр. 57). Как говорится, no comment.
Но оставим в покое фрика Баймухаметова с его вялой попыткой анализа агиографической литературы, и вернемся к гипотезе побратимства. Р.Ю. Почекаев в книге «Батый. Хан, который не был ханом» (М.: АСТ, 2006), верно отмечает, что «ни один источник этого факта не подтверждает» (стр. 192), однако историк не прав в одном: Л.Н. Гумилев не был первым, кто высказал это сомнительное утверждение.
Дело в том, что советский писатель А.К. Югов в своем романе «Ратоборцы», написанном в 1944-1948 гг. и переизданном в серии «История Отечества в романах, повестях и документах» под названием «Александр Невский» (М.: «Молодая гвардия», 1983), буквально пишет следующее:
«Сартак был христианин, Сартак был ему побратим. Наконец — и это было важнее всего — сын Батыя главным образом на Александра и рассчитывал со времени опереться, если только возникнет кровавая распря между ним и Берке из-за престола, который вот-вот должен был опустеть». (стр. 198)
Любопытная деталь упоминута чуть дальше (стр. 202) во время разговора Бату и Александра: «И перед всеми ими то будет знак, что это ты, возлюбленный зять мой и нареченный сын, а не кто иной, приемлешь после меня и улус мой».
Таким образом, А.К. Югов еще в 1940-е гг. воспроизводит оба мифа — побратимство и якобы приемный сын хана Бату. При этом автора сложно обвинить в евразийстве. При том, вряд ли он использовал работы более ранних евразийцев Н.С. Трубецкого или Г.В. Вернадского, достать которые в СССР в то время было невозможно. «Вина» же Гумилева заключается в необоснованности утверждения гипотезы об анда, которой активно воспользовались дилетанты-публицисты, учитывая огромную популярность работ первого в последние пару десятилетий.

Источник: https://oldrus.livejournal.com/291604.html

30 мая 1220 г. в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удатного, родился сын Александр, новгородский (1236-1251) и владимирский (с 1252) великий князь. По отцовской линии он был внуком Всеволода Большое Гнездо.

В 1228 г. Ярослав Всеволодович, княживший в Новгороде, вступил в конфликт с горожанами и вынужден был уехать в свой родовой удел Переяславль-Залесский. Несмотря на это, он оставил в Новгороде на попечении доверенных бояр двух малолетних сыновей Фёдора и Александра. После смерти Фёдора в 1236 г. Александр, как старший наследник Ярослава, был посажен на новгородское княжение. В 1239 г. он женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне.

В первые годы княжения русский князь занимался укреплением Новгорода. На р. Шелони он построил несколько крепостей. Славу молодому князю принесла победа, одержанная в июле 1240 г. в устье р. Ижоры над шведским отрядом, после которой шведская агрессия на новгородско-псковские земли была остановлена. Традиционно считается, что за эту победу князя стали называть Невским. Однако, согласно русским источникам XIV в., некоторые потомки князя также носили прозвище Невских.

Победа на Неве усилила политическое влияние Александра, но в то же время способствовала обострению его отношений с боярством. В результате столкновений с недовольными боярами князь был вынужден покинуть Новгород и уехать в Переяславль-Залесский. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики и датских рыцарей из Ревеля, вторгся в пределы новгородских земель. Весной 1241 г. Александр, собрав мощное войско, отбил занятые рыцарями Копорье и Водьскую землю, а затем выгнал из Пскова ливонский отряд. Новгородцы вторглись на территорию Ливонского ордена и стали разорять их поселения. Вскоре против русского князя выступило большое конное войско во главе с магистром ордена и вынудило его отвести свои отряды к границе Ливонского ордена, проходившей по Чудскому озеру. 5 апреля 1242 г. произошло решающее сражение на льду Чудского озера у Вороньего камня, вошедшее в историю как «Ледовое побоище». Немецкие войска потерпели сокрушительное поражение. Ливонский орден был вынужден заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли, а также передавали русским часть Латгалии. В истории военного искусства эта победа имела исключительное значение: русское пешее войско окружило и разгромило рыцарскую конницу и отряды пеших кнехтов задолго до того, как в Западной Европе пехота научилась одерживать верх над конными рыцарями. Победа в этой битве поставила Александра Невского в ряд лучших полководцев того времени.

В дальнейшем Александр Невский продолжал укреплять северо-западные границы Руси. В 1251 г. он послал посольство в Норвегию, результатом которого стало первое соглашение между Русью и Норвегией, а также совершил успешный поход в Финляндию против шведов, предпринявших новую попытку закрыть русским выход к Балтийскому морю.

Александр прилагал много усилий для укрепления великокняжеской власти в стране. Его политическая линия способствовала предотвращению разорительных нашествий татар на Русь. Несколько раз он сам ездил в Золотую Орду, добившись освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне татарских ханов в их войнах с другими народами. В 1262 г. вспыхнули волнения в суздальских городах, где были перебиты ханские баскаки и изгнаны татарские купцы. Чтобы умилостивить татарского хана, князь лично отправился с дарами в Орду. Хан удерживал его подле себя всю зиму и лето, и только осенью русский князь получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге заболел и 14 ноября 1263 г. скончался в Городце. Его тело было погребено во владимирском монастыре Рождества Богородицы.

В 1280-х гг. во Владимире началось почитание Александра Невского как святого, а позднее он был официально канонизирован Русской Православной Церковью.

В 1724 г. в Петербурге в честь благоверного князя Петром I был основан монастырь (Александро-Невская лавра), куда российский самодержец повелел перевезти останки святого князя Александра. 21 мая (1 июня) 1725 г. императрица Екатерина I учредила орден святого Александра Невского — одну из высших наград Российской империи.

Лит.: Александр Невский и история России: Материалы научно-практической конференции. Новгород, 1996; То же . URL: http://bibliotekar.ru/rusNevskiy/; Вернадский Г. В. Два подвига св. Александра Невского // Евразийский временник. Кн. IV. Прага, 1925. С. 318-337;Воскресенский Н. А. Святый благоверный великий князь Александр Невский; Памяти царя миротворца: Краткое жизнеописание. М., 1898; Данилевский И. Н. Александр Невский: Парадоксы исторической памяти // «Цепь времён»: Проблемы исторического сознания. М., 2005. С. 119-132; Житие Александра Невского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. СПб., 1997; То же . URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4962; Конявская Е. Л. Образ Александра Невского в ранних летописях // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 2 (36); То же . URL:http://www.drevnyaya.ru/vyp/2009_2/part6.pdf; Кучкин В. А. О дате рождения Александра Невского // Вопросы истории. 1986. № 2; Пашуто В. Т. Александр Невский. М., 1974; Святой благоверный великий князь Александр Невский и Свято-Троицкая Александро-Невская лавра: на память двухсотлетия обители, 1713-1913. СПб., 1913; Селезнёв Ю. В. Вокняжение Александра Невского в 1252 г.: политические реалии и их отражение в русской письменной традиции // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 1 (35); То же . URL:http://www.drevnyaya.ru/vyp/2009_1/hist-3.pdf; Феннел Дж. Кризис средневековой Руси: 1200-1304: Пер. с англ. М., 1989; Хмыров М. Д. Александр Ярославич Невский, великий князь Владимирский и всей Руси: историко-биографический очерк. СПб., 1871; Холодный Г. М. Жизнь и деятельность великого князя Александра Ярославича Невского в связи с событиями на Руси в XIII столетии. Тамбов, 1883; Цамутали А. Н. Князь Александр Невский (по русским и иностранным источникам) // Звезда. 2007. № 10.

См. также в Президентской библиотеке:

Александр Невский (1221–1263): коллекция;

Жизнь святого благоверного великого князя Александра Невского в иночестве Алексия. СПб., 1853;

Информационные технологии и церковь: «Александр Невский — национальный идеал России» // Новости. 12 сентября;

Каталог старопечатных книг церковно-исторического древлехранилища при Братстве святого благоверного великого князя Александра Невского. Вязники, 1898;

Общество и церковь: Мощи святого князя Александра Невского перенесут из России в Сербию и Черногорию // Новости. 24 марта;

Объединённое русское войско одержало победу в Раковорской битве // День в истории. 18 февраля 1268 г.;

Тихонравов К. Н. Владимирский Рожествен монастырь XII века, где почивали святые мощи великого князя Александра Невского, до перенесения в С.-Петербург. Владимир, 1869.

Источник: https://www.prlib.ru/history/619274

Александр Невский

Князь Александр Невский – знаменитый русский полководец, покрытый воинской славой, удостоившийся литературной повести о своих деяниях, канонизированный церковью вскоре после смерти, человек, чье имя продолжало вдохновлять поколения, жившие много веков спустя.
Александр Ярославич Невский родился (30 мая) 6 июня 1220 года в Переславле-Залесском. Он – второй сын великого князя Ярослава Всеволодовича, правнука Мономаха. Отрочество и юность Александр в основном провел в Новгороде.
В 1225 году Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг» – обряд посвящения в воины, а вскоре посадил Александра со старшим братом Федором княжить в Новгороде. Но в 1233 году Федор неожиданно умер, и Александр остался старшим из Ярославичей. А вскоре состоялись его первый военный поход (под отцовским стягом) на Дерпт, который тогда находился в руках ливонцев, и победа на реке Омовже. В 1236 году Ярослав уехал на княжение в Киев, который номинально продолжал считаться столицей всея Руси. С этого времени Александр стал самостоятельным новгородским князем и в первые годы занимался укреплением города. В 1239 году Ярослав женил Александра на дочери полоцкого князя Брячислава. Уже в 1240 году в Новгороде родился их первенец – Василий.
Всеобщую славу Александру принесла победа, которую он одержал на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 года над шведским отрядом. Незадолго до этого немцы подступили к Пскову, а шведы, оспаривавшие у новгородцев обладание Финляндией, вошли в Неву, достигли устья Ижоры и двинулись на Новгород. Согласно легенде отрядом командовал будущий правитель Швеции Ярл Биргер. 15 июля 1240 года Александр со своей дружиной и небольшим отрядом новгородцев внезапно атаковал численно превосходивших шведов. Противник, застигнутый врасплох, понес тяжелые потери. Под покровом ночи остатки шведского войска погрузились на корабли и бежали.
Победа в этом сражении не только предотвратила потерю Русью берегов Финского залива, остановив шведскую агрессию на новгородско-псковские земли, но и продемонстрировала талант и силу Александра, как военачальника. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским.
Между тем на Новгород надвигались и ливонские немцы. Не остановившись на завоевании Прибалтики, они попытались перенести экспансию на новгородские земли. Рыцари-крестоносцы захватили Изборск, затем – Псков. Вся западная часть новгородских владений разорялась немецкими отрядами. Первый удар Александр нанес на Копорье – опорный пункт захватчиков. Крепость, построенная здесь противником, была взята. В 1242 году Александр со своей дружиной, войском из новгородцев и отрядом во главе с братом Андреем, пришедшим на подмогу из Суздальской земли, двинулся на помощь Пскову. Освободив город, Александр направился в Ливонию.
В апреле 1242 года произошла битва на границе с Ливонским Орденом, на Чудском озере, известная как «Ледовое побоище». Эта победа русских войск над рыцарями на льду Чудского озера добавила славы Александру, а его успешные военные действия надолго обеспечили безопасность западных границ Руси.
В том же году немцы прислали в Новгород посольство с просьбой о мире: Орден отказывался от всех претензий на русские земли и просил об обмене пленными. Мирный договор был заключён. После Ледового побоища крестоносцы не беспокоили русские земли 11 лет. Но в 1253 году они нарушили мирный договор и подступили к Пскову, но были отбиты псковичами и подоспевшими на помощь новгородцами. Но опять же ненадолго…
Александр же продолжал княжить в Новгороде, оберегая русские земли от каких-либо набегов с запада. После смерти отца, в 1247 году он вместе с братом Андреем поехал в Орду к Батыю, чтобы получить разрешение на великое княжение. Оттуда они были отправлены к великому хану в Монголию. Откуда вернулись на Русь лишь через 2 года с ярлыками на княжения. В итоге Александр был признан «старейшим» среди русских князей: он получил Киев и «Всю Русскую землю», а владимирским князем стал Андрей. Но Александр не поехал в Киев, сильно пострадавший и потерявший всякое значение после татарского разгрома 1240 года, и продолжал княжить в Новгороде.
Андрей не сумел поладить с татарами, а потому недолго покняжил во Владимире: в 1252 году против него были двинуты татарские войска. Он был разбит и бежал в Швецию. Во время этих событий Александр находился в Орде и получил ярлык на великое княжение Владимирское. С этого времени и до своей смерти он был великим князем Владимирским, оставаясь великим князем Киевским.
Обосновавшись во Владимире, Александр стал таким же оборонителем русской земли от татар, как ранее от шведов и немцев, но действовал иным путем: с одной стороны сдерживал бесполезные восстания своих подданных против татар, с другой – старался покорностью перед ханом доставить возможные льготы русской земле, отдавал много золота в Орду на выкуп пленных. Андрей же вскоре вернулся и сел княжить в Суздале, при посредстве брата получив прощение от хана.
Также Александр предпринял шаги по закреплению за собой прав на Новгород. Ранее новгородское боярство могло приглашать к себе князей из разных русских земель, но Александр установил новый порядок: Новгород признавал своим князем того, кто занимал великокняжеский стол во Владимире. Таким образом, став великим князем Владимирским, Александр сохранил за собой и новгородское княжение. Там он оставил старшего сына Василия, но не в качестве самостоятельного князя, а как своего наместника.
В 1262 году хан Золотой Орды Берке затеял войну против монгольского правителя Ирана Хулагу и стал требовать послать ему на помощь русские войска. Александр отправился в Орду, чтобы «уберечь людей от той беды», и пробыл там почти год. Видимо, миссия его удалась: сведений об участии русских войск в войнах Золотой Орды против Хулагу нет. На обратном пути на Русь осенью 1263 года великий князь разболелся.
Приняв схиму под именем Алексия, Александр Невский (14) 21 ноября 1263 года скончался в Городце на Волге и был похоронен (23) 30 ноября в монастыре Рождества Богородицы во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского были торжественно перенесены в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, где почивают и ныне в Троицкой церкви.
Он канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Русская Православная Церковь чтит его память 6 декабря по новому стилю.
Еще в 1725 году императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского – одну из высших наград России, существовавших до 1917 года. А в 1942 году во время Великой Отечественной войны был учрежден советский орден Александра Невского (единственный советский орден, названный именем деятеля эпохи русского средневековья). Им награждались командиры, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.
Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади городов России. Ему посвящены православные храмы. Памятники Александру Невскому установлены в Санкт-Петербурге и Петрозаводске.

Источник: https://www.calend.ru/persons/3409/

Почему Александр Невский – святой?

Символ России, имя России, великий полководец князь Александр Невский был одной из самых значительных фигур Древней Руси ХІІІ века.
Он был славен и как военный деятель, и как мудрый политик. Его деятельность имела непревзойденное значение для строительства Российского государства. Он навсегда остался в народной памяти. Его любили современники, им гордятся потомки. Сразу после его смерти появилась «Повесть о житии Александра Невского», описывающая жизнь и победы этого великого человека. Кончина князя была большим ударом для всех. Его причисляют к лику святых, а в 1547 году он официально канонизирован.
В чем же заслуги Александра Невского? Этот благоверный князь, как и все люди, не был идеальным. Были у него свои достоинства и недостатки. Но в веках остались сведения о нем, как о мудром правителе, доблестном военачальнике, милосердном и добродетельном человеке.
ХІІІ век – в истории нашего народа время, когда не было централизованной власти, князья-феодалы правили своими вотчинами и вели межусобные войны. Все это сделало Русскую землю беспомощной перед надвигавшейся опасностью в лице татаро-монгол. В это трудное для Руси время в 1231 году Великим князем Новгорода становится Александр. Но реальной властью обладал его отец, Ярослав Всеволодович, Александр же принимал участие в военных походах вместе с отцом.
В 1236 году, когда отец занимает киевский престол, Александр становится полноправным правителем Новгорода. Было ему тогда 16 лет. Уже в 1237-1238 годах орды Батыя разрушили многие русские города: Владимир, Рязань, Суздаль. Особого труда установить свою власть над разрозненными русскими княжествами татаро-монголам не составило. При этом Новгород уцелел, а главную угрозу для него представляли литовские и немецкие рыцари, нападавшие с запада, и шведы – с севера. Уже в двадцатилетнем возрасте Александр возглавил войско в битве со шведами на Неве, состоявшейся 15 июля 1240 г.
Перед битвой князь долго молился в церкви Святой Софии, потом получил благословение и сказал воинам такие слова: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» Так за правду, за Русь, за Бога вышел молодой князь на битву и одержал победу, ставшую первой в долгой череде побед великого полководца. С того времени князь Александр стал называться Невским. Как полководец он считался по праву великим, так как не проиграл ни единого сражения.
Но не только за военные заслуги он был любим в народе. Его отвага и военная гениальность сочетались с благородством: ни разу Александр не поднял меча на своих русских собратьев и не участвовал в княжеских разборках. Может, это и обеспечило ему народное почитание и славу в веках. Он умел сказать такое пламенное слово своему народу, которое объединяло, вселяло веру и поднимало дух.
Этот воин-молитвенник проявил себя как дальновидный и мудрый государственный деятель. Он защищал интересы не только Новгородского княжества, но и всех северо-восточных земель. Его стараниями Русь и ее самобытность сохранились до наших дней. Ведь именно Александр так выстраивал свою внутреннюю и внешнюю политику, чтобы уберечь русские земли от разрушения. Для этого он не раз выступал послом к хану Батыю от всех русских князей. Он заключал соответствующие мирные договоры как с татаро-монголами, так и с норвегами. Его ясный ум, точные просчеты, желание созидать оказались крайне важны для будущего объединения русских земель вокруг Московского княжества.
Походы князя в финскую землю и поездки в Сарай были полезны не только для укрепления внешнего авторитета Руси. Светлое слово Евангелия было донесено до самого Поморья, а в столице Золотой Орды была учреждена епархия Русской православной Церкви. Таким образом князь был еще и проповедником, который способствовал распространению на земле Слова Божия. Христианизацию язычников Востока теперь считают исторической миссией Руси.
Из своей последней поездки князь Александр уже не вернулся. Его смерть сравнивали с заходом солнца для всей русской земли. Умер он 14 ноября 1263 года, а похоронен 23 ноября во Владимирском Рождественском монастыре. Учитывая заслуги князя перед отечеством, царь Петр І в 1724 году приказал перенести его мощи в Санкт-Петербург, где они и хранятся в Александро-Невском монастыре.
После смерти великого князя Александра Невского он был причислен к лику святых. Но слава о нем, его ратных подвигах и благих делах осталась в народе навечно.

Источник: https://happy-school.ru/publ/pochemu_aleksandr_nevskij_svjatoj/50-1-0-20559

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *