Шесть признаков, что человек попал в религиозную секту


Попадая в секту, человек пытается найти поддержку у близких, поделиться своими новыми взглядами. Если близкие не принимают его всерьёз, он начинает обижаться, вести себя агрессивно, отдаляется от родных. Много времени начинает уделять чтению сомнительной литературы, сайту, а в некоторых случаях может и вовсе уйти из дома.

Близким следует насторожиться уже тогда, когда человек стал проявлять заинтересованность необычными религиозными учениями, пытается о них рассуждать, склонять на свою сторону.

Какие суждения отличают сектанта при обсуждении религиозной тематики?

Во-первых, сектант свято убежден в том, что только он и его единомышленники обладают Истиной, выраженной в их Учении. Истинно только их Учение, а все прочие — ложны, ошибочны или неполны. В разговоре этот признак проявляется следующим образом: сектант пренебрежительно относится к традиционным религиям и в особенности к христианству и его последователям, кроме того он будет всячески принижать и оскорблять других эзотериков (конкурентов), называя их «посредственными интерпретаторами», «шарлатанами» и «жуликами».

Во-вторых, сектант не приемлет никаких доказательств, опровергающих его Учение. Все ваши аргументы он назовет «мелкими придирками» и «попыткой уйти от содержательного разговора». Сам сектант никогда не может доказать своей правоты, и всеми силами уходит от обсуждения его позиции, используя старые уловки, вроде «я могу ответить, но не вижу смысла», «я не могу объяснить вам то, чего вы не хотите понять», «просто вы зомбированы школьным материализмом» и так далее.

Третий признак сектанта — крайне низкий уровень знаний по тем вопросам, о которых он рассуждает с уверенным видом знатока. Зачастую сектант не удосуживается даже прочитать статью из Википедии по обсуждаемому вопросу, не говоря уже о научной литературе и первоисточниках.

Четвертым признаком сектанта является махровая демагогия. Загнанный в угол логическими аргументами, он попытается вывести вас из эмоционального равновесия с помощью всевозможных уловок и психологических трюков. Например, многие сектанты убеждены, что обладание Истиной или близость к Учителю является высшим счастьем и блаженством, поэтому всех, кто не разделяет их взглядов они полагают «несчастными» и «озлобленными». В глазах сектанта вы станете «счастливой и полноценной личностью» лишь в том случае, если безоговорочно примете его Учение.

Пятый признак сектанта заключается в примитивном черно-белом мышлении. Поскольку сектант будет пытаться перехватить инициативу в дискуссии, этот изъян его мышления проявится наиболее очевидным образом. Для сектантов не существует полутонов и вероятностей, поэтому они задают вопросы в наивно-детской манере и приписывают «неправильную» точку зрения собеседнику. Пример: «Вы считаете, что имярек лжец. Я считаю, что он говорит правду. Вам есть что возразить на мои аргументы?» Никогда не соглашайтесь играть в эту игру по правилам сектанта. Если он приписывает вам какое-то мнение, не оспаривайте этого, но и не соглашайтесь. Подождите пока сектант выложит все свои «аргументы» против приписанной вам точки зрения, после чего укажите на тот факт, что ничего подобного не говорили, а имярек вам до лампочки. Вообще, никогда не соглашайтесь играть навязанную сектантом роль, и предоставьте ему возможность сражаться с самим собой.

В-шестых, отсутствие элементарных познаний хотя бы на уровне школьной программы сектанты компенсируют оккультно-эзотерической кашей в голове. В ходе разговора это обязательно всплывет. В качестве доказательств своей правоты сектант будет приводить ссылки на работы научных фриков и прочих неадекватных личностей. Иногда, пользуясь наивной верой современных людей в непогрешимость науки, сектанты ссылаются на маститых ученых, в компетентности которых трудно усомниться. Например, в последнее время стало модным утверждать, что астрология является наукой и ссылаться при этом на работы ученого Симона Шноля, которые, что не удивительно, не имеют к астрологии никакого отношения, хотя и интересны сами по себе. А поскольку официальная позиция Академии Наук по вопросам астрологии известна, разбить притязания астрологии на научность не составит труда даже человеку без технического образования.

Седьмой и последний признак сектанта, который заключается в том, что он никогда не признается, что состоит в секте, и всячески будет отрицать это. Если вы поймали собеседника на слове, задайте ему прямой вопрос: «Вы состоите в какой-то секте?» и посмотрите на реакцию. Как правило сектант не просто отрицает это, но и переходит в контратаку, отвечая вопросом на вопрос: «А по-вашему все свободомыслящие люди состоят в секте? Какой вы смешной». Не бойтесь показаться «смешным» (это всего лишь психологическая уловка), и постарайтесь добиться недвусмысленного ответа.

Источник: https://www.b17.ru/blog/60142/

Запоздалые вопросы

Членство человека в секте в большинстве случаев очевидно, а признаки сектантства лежат на поверхности. Например, кришнаит будет ежедневно вставать в пять утра, петь мантры, поклоняться божествам, стоящим в домашнем алтаре. Ваша кухня пропитается запахом карри и других индийских специй.

Собственно нестандартное, зачастую неадекватное, противоречащее общепринятым нормам поведение сектантов является одной из причин того, почему социум воспринимает секты негативно и борется с ними. Общество не заинтересовано в том, чтобы увеличивалось число людей, которым затруднительно в нем выживать.

Констатация того, что ваш близкий попал в секту, в общем-то бесполезна.

Это как засвидетельствовать, что ваза разбилась: факт установлен, но вот склеить ее будет весьма затруднительно. Если человек уже стал членом сомнительной организации, принял ее идеологию, сменил свои мировоззрение и образ жизни в соответствующем направлении, исправить ситуацию крайне сложно и практически невозможно.

Пробовали убедить пенсионера в том, что коммунизм – это утопия, а марксизм – лженаука? Пытались доказать молодому человеку-либертарианцу, что государство все-таки должно вмешиваться в экономику? Тогда вы знаете, с каким трудом человек отказывается от установок, которые считает плодом своего свободного выбора и частью собственного «Я».

Глаза не открываются

Почему мы стремимся найти явные признаки сектантства? Дело в том, что мы в ряде случаев пытаемся защититься от информации, закрыть глаза на реальность. Отсюда все эти ситуации, когда сектоведу задают вопрос: «Мой сын веган, он подолгу живет в ашраме, недавно ездил в Индию, бросил работу. Он в секте или просто увлекается индуизмом?» В данной ситуации термин «секта» будет чисто техническим.

Человек, который ведет дезадаптивный образ жизни, потерял работу, гробит свой организм изощренными диетами, безусловно в секте, пусть даже в этой секте всего один член.

Задаем мы этот вопрос и потому, что мы просто не понимаем, что происходит с человеком, попавшим в секту. Нам кажется, что он просто не ведает, что творит. Что его обманули, что он не понимает, куда попал. И что стоит только открыть ему глаза, показать ему статью из интернета или главу из книги о том, что организация, в которую он вступил, признана сектой, как он сразу одумается и покинет сплоченные ряды ее членов. На самом же деле эффект будет ровно обратным.

Стоит назвать сомнительную организацию, членом которой стал ваш близкий, сектой, культом, как он сразу начнет считать вас врагом.

Да, со стороны вам может казаться, что сектантское учение совершенно бредовое, что его обряды отвратительны, а образ жизни сектантов странный, неадекватный и деструктивный. Но человеку, который уже принял все это и сделал частью своей идентичности, все это таковым не кажется. Наоборот, он испытывает что-то вроде культурного шока при общении с людьми, которые не говорят на его языке, не ведут себя так же, не исповедуют те же верования.

Для сектанта вы стали чужаком, а его собратья по несчастью – подлинной семьей.

Поэтому гораздо важнее выявить не признаки того, что человек уже в секте, а тревожные звоночки, сообщающие о том, что он встал на опасный путь, ведущий в сомнительную организацию.

С мантрой по жизни

Но давайте для начала определимся с тем, что делает организацию сомнительной, потенциально опасной. Я думаю, главный фактор – это привитие членам организации взглядов, противоречащих фактам, плохо совместимых с реальностью, не соответствующих научным данным.

Например, организация заявляет, что после полугода практики йоги, чтения мантр или групповых экстатических молитвенных собраний ее члены научаются вполне сносно ходить по воде. А те, кто в результате тонут, на самом деле являются избранниками Высшего Существа и просто отправляются в Его Царство. Вряд ли мы будем считать эту организацию общественно полезной, вряд ли захотим, чтобы она пополняла ряды своих членов за счет наших близких.

Конечно, лженаучные методики хождения по воде, обретения богатства, счастья, здоровья и долголетия, а также достижения успеха распространяются не только в сектах. Все эти эзотерика, альтернативная медицина, экстрасенсорика с биоэнергетикой, чудодейственные психотехнологии сегодня широко доступны и в Сети, и на полках книжных магазинов, и, что самое печальное, в СМИ.

Человек уже находится в опасности, если решил, что:

  • вегетарианство или, что еще хуже, сыроедение полезно для здоровья;
  • йога лечит все болезни;
  • тайцзы и цигун оздоравливают и гармонизируют организм;
  • гомеопатией можно вылечить хоть какое-то заболевание;
  • немигающий взгляд способен улучшить зрение;
  • произнесение мантры «ОМ» полезно для здоровья.

И не только потому, что тратит деньги и время на бесполезные «духовные» практики. Дело в том, что излишнее доверие всем этим йогам и аюрведам может помешать человеку обратиться к врачу и получить действенную помощь. Люди, пытаясь исцелиться биоэнергетикой, уринотерапией и прочими лженаучными методами, запускают серьезные заболевания до стадии, когда помочь уже нельзя.

Тайное знание

Мнимо безопасные эзотерические, народные, ментальные методы зачастую являются не только бесполезными, но и вредными.

Например, йога, которую позиционируют как мягкое средство воздействия на организм, на самом деле вызывает целый ряд заболеваний, в частности йогический отказ ног (yoga foot drop) и инсульт.

Все эти «духовные» практики и секретные методы, описанные в дешевых эзотерических книжульках, по сути мостят перед человеком дорогу в культ. Некоторые искатели легких, тайных, обходных путей к счастью, здоровью и обретению могущества попадают в секту сразу, другие – спустя долгое время, третьи – вообще не попадают, оставаясь, по сути, членами культа размером в одного последователя. Но связь увлечения эзотерикой и альтернативной медициной с попаданием в секты очевидна.

Если вы увидели, что ваш близкий начал увлекаться раскрытием третьего глаза, самолечением и самооздоровлением, влиянием на реальность силой мысли, чисткой ауры/кармы, освоением чудодейственного метода хождения по воде, спохватиться следует именно в этот момент.

Источник: https://www.psyh.ru/kak-ponyat-chto-chelovek-popal-v-sektu/

Чем Православная Церковь отличается от секты?

Интервью с иереем Димитрием Алешкевичем, настоятелем храма в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Севастополе.

— Чем Церковь отличается от секты?

— В современной литературе можно найти немалое количество определений понятия «секта». Например, в словарях Даля и Ожегова сектой называются «религиозные объединения, отделившиеся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящие». Профессор ПСТГУ Александр Дворкин пишет, что «секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона». Лично мне ближе всего определение Ожегова. В таком понимании в раннехристианскую эпоху само христианство, появившееся в иудейской среде, считалось сектой. Об этом пишет Плиний Младший. В истории русской религиозной мысли и традиции русской религиозной жизни мы можем видеть большое количество христианских и псевдохристианских общин, противопоставляющих себя и свое учение Русской Православной Церкви. Эти общины, зачастую протестантского толка, по отношению к православию являются сектой в классическом понимании этого слова. С другой стороны, секта не всегда отделяется от какого-то вероучения, может создаваться с нуля, что характерно для новых сект нашего времени.

С точки зрения православной христианской экклесиологии далеко не все религиозные организации, которые сами называют себя церквями, могут называться церковью в полном смысле. В православном понимании земной аспект Церкви сопряжен с аспектом невидимым, надмирным, при этом церковная организация не является чем-то произвольным, случайным, является Богоустановленной. Это отличает Православную церковь, которая, скажем, оперирует таким понятием, как «апостольское преемство», от протестантских и других религиозных групп, в которых церковная организация подчинена человеческому выборному началу. Я бы предложил обратиться к серьезным работам, посвященным этому вопросу, чтобы более точно определить различия в понятии «церковь» в православной традиции и других традициях.

— Чем православие отличается от других христианских религий? Один человек, отвечая на этот вопрос, сказал, что православная вера идет от души, а остальные от разума. Согласны ли вы с этим?

— Вселенская Православная церковь — это полтора десятка поместных Православных церквей. Всех их объединяет единое вероучение, единая догматическая база, она же и отличает православие от католичества и прочих христианских деноминаций. Однозначно утверждать, что православная вера идет от души, а остальные христианские течения от разума, я бы не стал. Везде люди, и люди разные: кто-то способен более глубоко воспринять христианское откровение, а кто-то лишь на уровне обряда. Но, безусловно, в протестантизме, в свое время отказавшемся от Таинств как мистического наполнения христианского вероучения, глубина восприятия веры намного меньше, чем в православии. Я бы даже сказал, что в протестантизме духовность подменена душевностью: больше улыбок, больше учтивости, больше социально служения, но меньше опыта Богообщения, который мы видим, например, в монашестве IV—V веков.

— Почему на Украине и в Крыму такое большое количество различных религиозных направлений?

— Я бы не сказал, что только в Севастополе или в Украине образовалось большое количество различных религиозных направлений. Это явление повсеместное и не детерминировано географией. В большей степени я бы связал это с характеристикой нашего времени. Вспомним Западную Европу эпохи позднего средневековья. В религиозном плане это было унитарное пространство. Только в эпоху Реформации мы сталкиваемся с массовым отходом от католичества и появлением новых христианских течений, таких как лютеранство, кальвинизм и другие. Как правило, новые религиозные направления не отличаются глубиной философской религиозной мысли и не требуют от своих адептов того, что в православии называется покаянием — глубинной внутренней перемены. Еще в 70-х годах ХХ столетия протопресвитер Александр Шмеман писал о том, что современный мир деградирует, что происходит умаление смысловой нагрузки ключевых жизненных понятий, таких как «любовь», «дружба», «честь» и т.д. То же самое относится и к религиозной жизни общества: она так же подвержена деградации и обмельчанию, упрощению толкования традиционных основ религиозной жизни. Это, я считаю, является ключевой причиной появления множества различных религиозных течений.

— Как Вы считаете, в чем главная причина того, что человек идет в секту, а не в Православную церковь, не является ли это зоной ответственности священнослужителей? Как Вы относитесь к подобному пути?

— Разочарование в Православной церкви может быть связано в каждом отдельном случае с конкретной причиной, которая побудила человека оставить Православную церковь. И я не стал бы всегда связывать уход из православия с ответственностью священнослужителей, прежде всего потому, что посредственные священнослужители встречаются везде: как в Православной церкви, так и в других религиозных организациях — и лично я не наблюдаю массового исхода из православия. Что же касается священнического корпуса, то уместно вспомнить слова католического мыслителя Леона Блуа: «Святой народ дает добродетельное священство, а добродетельный народ дает посредственное священство». Проблема с качеством священства в православии и религиозных лидеров в других организациях обусловлена умалением христианского духа нашего народа, пережившего десятилетия коммунистического безбожия. И если кто-то жалуется на священство, пусть не забывает, что священники — это люди, которые посещали ту же самую среднюю общеобразовательную школу и воспитывались в той же среде, в которой воспитывались и те, кто старается увидеть в православии только негатив.

На мой взгляд, причиной ухода из православия в другие христианские деноминации является всеобщее оскудение и обмельчание ключевых жизненных понятий. В протестантизме все гораздо более упрощенно, чем в православии и даже католичестве. Я имею в виду богословие и мистику. Согласно Священному Писанию, Господь дает людям разное количество талантов по мере их силы и способности вместить и преумножить эти таланты. Это касается как духовной жизни, так и жизни светской: кто-то поступает в Кембридж, а кто-то оканчивает кулинарный техникум. Православное вероучение и опыт мистического Богообщения открывает перед человеком необъятные просторы для познания и работы над собой. В православии безграничные возможности преумножить Богом данные таланты. Вопрос лишь в том, кто может это вместить. И судить, конечно, о православии нужно не по приходскому священнику, который, к сожалению, бывает излишне обременен семейными обязанностями и бытовой суетой, а по плеяде святых, которые смогли всей своей жизнью явить нам высоту православного опыта Богопознания.

— Баптисты, например, не признают крещение младенцев, иконы и многое другое. Не считаете ли, что это от безграмотности?

— Мне не хотелось бы пересказывать содержание векового спора VIII—IX веков о почитании икон, пусть это остается достоянием истории и семинаров по истории Церкви, лишь напомню, что этот вопрос однозначно был решен в православной традиции в IX веке в пользу почитания икон. Свт. Василий Великий сказал, что всякую вещь украшает мера, и, следуя этому совету, мы сохраняем иконописные изображения как напоминания о первообразе. Следуя логике протестантов и других иконоборцев, нам всем следует избавиться от фотографий в семейных альбомах, но эта абсурдная идея не приходит никому в голову. Даже более того: современное человечество сегодня сотворило себе столько кумиров, что, если буквально следовать второй заповеди Декалога, нам пришлось бы уничтожить все то, чем мы сегодня так успешно пользуемся. Даже дети, которые в каком-то смысле являются отображением родительской сущности, в подавляющем большинстве случаев даже у верующих людей заслоняют собой Бога. Любовь к ребенку затмевает собой любовь к Богу, и вряд ли найдется сегодня родитель, способный повторить подвиг Авраама. Давайте не будем впадать в крайности: ведь идолопоклонство начинается именно там, где заканчивается мера и появляется крайность.

Относительно крещения детей. Этот вопрос тоже неоднократно обсуждался в истории Церкви. В частности, ясное указание на крещение младенцев мы находим, например, у св. Иустина Мученика (II век), св. Иринея Лионского (II век), у Оригена (III век), блж. Августина (IV—V века) и других. Это все отцы Церкви раннехристианской эпохи. Они объясняли необходимость крещения младенцев наличием первородного греха в человеческой природе, который передается по наследству и требует оперативного врачевания — крещения, как и любое другое наследственное заболевание.

Баптисты отказывают в крещении детям, мотивируя это тем, что крещение должно быть сознательным выбором человека. Но я глубоко с этим не согласен. Сознательным выбором человека должна быть вся его жизнь, а не только крещение, которое, говоря математическим языком, является необходимым, но недостаточным условием спасения человеческой души. И, кстати, можно ли вообще назвать сознательным такой выбор, как выбор наркомана или алкоголика?

Крещение в детстве совершенно не лишает человека возможности сделать свой выбор в будущем в пользу исполнения заповедей Христовых или их нарушения. И, как любой священник, я ежедневно сталкиваюсь с тем, что, с одной стороны, немалое количество наших прихожан было крещено в детстве, что не помешало им осознанно связать свою жизнь с православием, а, с другой стороны, еще большее количество людей, крещенных как в детстве, так и в зрелом возрасте, находится вне церковной ограды. Это личный выбор взрослого человека, но не ребенка. Мы все считаем нормальным, когда родители регламентируют жизнь своих детей: когда им спать, а когда есть, когда ходить в школу, а когда помогать по хозяйству, когда нужно показаться врачу и другое, и никому не приходит в голову дать полную свободу маленькому человеку, который по определению этой свободой распорядиться не в состоянии. И если родители, в силу власти, данной им Богом над своими детьми, регламентируют все стороны жизни своего чада, то почему они не могут до определенного момента регламентировать и духовную его жизнь? Ведь в этом и состоит их ответственность перед Богом и обществом.

Источник: https://orthoview.ru/chem-pravoslavnaya-cerkov-otlichaetsya-ot-sekty/

Самые распространенные христианские секты.

1. Церковь Иисуса Христа святых последнего дня (Мормоны).

2. Общество Трактатов или Библия Сторожевой Башни (Свидетели Иеговы).

3. Церковь Христа-учёного (Христианская наука).

4. Баптисты.

5. Христадельфианство

6. Адвентисты Седьмого Дня

7. Церковь Объединения (мунисты)

1. Христадельфинаство

В брошюре кристадельфиан читаем: «Их понимание учения Библии несколько отличается от того, как его понимают в других вероисповеданиях. Различие выросло из убеждения одного человека, Джона Томаса, в том, что учения, которые он встречал среди «христиан» 150 лет назад, на самом деле не представляли учение Христа и Его Апостолов. Убежденный в том, что истину необходимо искать только в Библии, он стал добросовестно изучать Писания. Его труды были поддержаны теми, кто убедился в обоснованности его выводов».

Перед нами классический пример зарождения ереси: один человек придумывает свое собственное, отличное от ортодоксального христианства, толкование Писания и объявляет это учение единственно истинным. Подобным образом создали свои еретические учения Чарльз Расселл (Свидетели Иеговы), Иосиф Смит (мормоны), Сан Мюн Мун (Церковь Объединения) и многие другие.

Джон Томас и религиозные лидеры всех псевдохристианских культов в один голос утверждают, что их учение основано только на Библии. Но, как показала история, они лишь используют стихи Библии, для подкрепления своих собственных измышлений. Томас и его последователи делают это двумя путями: (1) вырывают из контекста отдельные стихи и фразы и (2) находят в Писании некий «тайный смысл», ранее якобы недоступный христианской Церкви для понимания.

Христадельфиане, как и христиане, признают важность правильного толкования Писания. Однако они считают, что вся христианская Церковь спустя 300 лет после своего возникновения отошла от правильного понимания Библии, приняв учение о Троице.

Движение кристадельфиан было образовано Джоном Томасом, родившегося в Англии в 1805 году. В 1832 году Томас эмигрировал в Америку. По пути в Нью-Йорк корабль, на котором находился Джон Томас, попал в сильнейший шторм. Томас дал обет Богу, что посвятит свою жизнь изучению Библии и религии, если останется жив. По прибытии в Америку он сдержал свое обещание и примкнул к группе последователей Александра Кэмпбелла. Вскоре Томас обнаружил, что расходится во взглядах с кэмпбеллитами. В 1844 году, вследствие несогласия с некоторыми вопросами учения, Томас отделился от этой религиозной группы. На основании новых взглядов Джона Томаса стали возникать самостоятельные общины, члены которых называли себя “истинными христианами” или “кристадельфианами”, т. е. “братьями во Христе”. Каждая церковь избирает поместных руководителей и служащих братьев. К числу последних относятся управляющие и руководящие братья. Первые ведут светские (церковные) дела, а вторые проповедуют, учат и занимаются пасторской работой. Кристадельфиане не принимают участия в политике, не голосуют, отрицательно относятся к обязательной воинской службе, не занимают государственных должностей.

Уже говорилось, что секты искажают Писание настолько, что их учение нельзя назвать христианским. Община кристадельфиан не является исключением. Они однозначно заявляют о своем полном согласии с Писанием (одна из обзорных брошюр кристадельфиан называется “Знакомство с общиной, основывающейся на Библии”), однако искажают почти все библейские учения о Боге и спасении, человеке и Царстве Божием.

Почти все ортодоксальные библейские учения вывернуты “братьями во Христе” наизнанку. Их вера больше похожа на учение Свидетелей Иеговы и мормонов. Отрицание триединства Бога, Божественности Иисуса Христа и Святого Духа, отрицание вечности души, ада и вечных мучений для грешников — вот лишь некоторые аспекты веры кристадельфиан, выраженные в их литературе.

2. Адвентисты Седьмого Дня

Течение в протестантизме, возникшее в 1833 году в США. Основатель течения Уильям Миллер, исходя из пророческих книг Библии, предказал второе пришествие Христа и последующий конец света сначала в 1843 — 1844 годах, а затем в 1847 г.. Несмотря на провал пророчества, учение о близком втором пришествии остается центральной идеей адвентизма. Библия рассматривается адвентистами как слово божье и является единственным источником вероучения.

Течение адвентистов создано в результате проведенного последователями Миллера в 1845 году съезда в г.Олбани, на котором была создана Ассоциация тысячелетнего пришествия и выработаны догматы адвентизма. Адвентизм близок к баптизму, от которого сохранил водное крещение взрослых погружением и омовение ног.

Согласно представлениям адвентистов, мир будет уничтожен огнем, а для верующих будет создана новая земля. Скоро состоится второе пришествие, которое будет сопровождаться воскрешением праведников. После тысячелетнего царства Христа воскреснут и неправедные. Для того, чтобы заслужить царство, нужно вести праведную жизнь в соответствии с нравственными заповедями Библии.

В ходе споров по вопросам догматики адвентисты раскололись не несколько течений. Самое крупное из них — адвентисты седьмого дня (АСД), образовавшееся в 1844 году в США. В 1847 году основана и в 1888 — 1889 годах официально признана созданная английскими иммигрантами церковь бога. В 1860 году в Сейлеме группа адвентистов, отвергнувшая учение о бессмертии души, основала адвентистскую христиансткую церковь. В результате отхода части верующих от этой церкви возникла так называемая первозданная адвентистская христианская церковь.

Адвентисты ведут активную проповедническую и миссионерскую деятельность в различных странах мира. В России активная деятельность адвентистов началась в конце XIX — начале XX вв., и продолжается до настоящего времени. Общее число адвентистов на конец XX века — 4 миллионов человек.

3. Христианская Наука

Основатель: Мэри Бэкер Эдди. Основана 23 апреля 1879 г. Символика: Крест и Венец, окаймленный лентой со словами: «Больных исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, демонов изгоняйте».

Организационная структура: Центром организации является Первая и главная церковь, штат Массачусетс, которой управляет Совет Директоров Христианской Науки согласно положениям «Руководства Матери-Церкви». Все остальные церкви — около 2400 ветвей в 70 странах мира — считаются ветвями «Матери-Церкви». Роль проповедников в Христианской науке выполняют чтецы, которые читают места из Библии, назначенные Комитетом по Библейским урокам в Бостоне, а затем объяснения к ним из «Науки и Здоровья». Большинство чтецов в церкви — женщины.

ЧИСЛЕННОСТЬ: Не более 150 тыс. человек по всему миру. Основательница секты установила правило, по которому численность Церкви не публикуется.

Руководителями местных церквей являются чтец, учитель и практикующий врач. Они организуют воскресные чтения Библии, отрывков из книги Эдди и дают сеансы духовного лечения прихожан.

ИСТОРИЯ Основательница Христианской Науки Мэри Бэкер Эдди родилась в Бау, штат НьюХэмпшир, в 1821 году. Ее родители были благочестивыми христианами, и в 17 лет она присоединилась к конгрегационалистской церкви. Она была хронически больна и в детские и юношеские годы перенесла много болезней, включая паралич, истерию, припадки и конвульсии. В 22 года она вышла замуж за первого из трех своих мужей, Джорджа Гловера, умершего через 6 месяцев от желтой лихорадки.

После смерти Гловера Эдди увлеклась гипнозом и оккультными практиками спиритизма и ясновидения. По-прежнему страдая от болезней, в 1853 году она вышла замуж за Даниэля Паттерсона, зубного врача и сторонника гомеопатии. Именно тогда она познакомилась с целителем Патриком Паркхерстом Квимби, влияние которого сильно сказалось на убеждениях Христианской Науки. Квимби считал, что недомогание и болезнь можно вылечить положительным мышлением и правильным отношением, изменив представления человека о болезни. Эдди говорила, что Квимби исцелил ее — она почувствовала внезапное улучшение, но потом симптомы возобновились.

У Эдди развилась психическая зависимость от Квимби, ощущение его духовного присутствия, она даже утверждала, что Квимби являлся ей в видениях. После смерти Квимби в 1866 г. она приняла решение продолжать его дело.

Событие, которое г-жа Эдди объявила рождением Христианской Науки, произошло в феврале 1866 г. Она объявила, что почти насмерть разбилась, поскользнувшись на обледеневшем тротуаре, но мгновенно исцелилась, как только «исцеляющая Истина коснулась моих чувств», — в этот момент родилось божественное исцеляющее служение.

В период своего становления секта испытывала ряд трудностей, но несмотря наних, Христианская Наука начала расти и добилась некоторого успеха. Единственная церковь, насчитывавшая в 1882 г. 50 членов, к 1932 г. разрослась до 2 466 церквей с 350 000 членов. К 1972 г. число церквей достигло 3 200. Тем не менее, по ряду причин в церкви начался спад. Против родителей-христианских сайентистов, которые позволили своим детям умереть от вполне излечимых болезней, отказавшись от медицинской помощи в пользу «духовного исцеления», были возбуждены многочисленные уголовные и гражданские дела

Согласно учению Эдди, единственное сущее — это Бог, все остальное, в том числе и весь материальный мир — иллюзии «смертного разума». Единственным средством избавления от телесных и духовных страданий, которые тоже иллюзорны, является глубокая вера в Бога, молитва и дисциплина.

4. Свидетели Иеговы (Иеговисты)

Одно из поздних течений в протестантизме, основанное Чарлзом Расселом.

Первоначально представляло собой созданный в 1870 году в городе Аллегейни (ныне часть Питтсбурга, шт.Пенсильвания) кружок по изучению Библии, который позднее был переименован в Народное общество исследователей Библии.

К 1909 году дело приняло международный характер, и главный отдел Общества был переведен в Бруклин (Нью-Йорк), где он находится по сей день. В 1931 году общество было переименовано в организацию Свидетелей Иеговы.

В 1930-х и 1940-х годах многие Свидетели были арестованы за свою деятельность. Чтобы сохранить свободу слова, печати, собраний и отправления религиозных культов, последователями учения велись судебные процессы. В Соединенных Штатах в результате обжалования решений судов низших инстанций Свидетели выиграли в судах США 43 процесса. Такие же благоприятные судебные решения были вынесены верховными судами других стран.

Свидетели Иеговы отрицают догмат о Троице, но признают все три ипостаси Троицы. Источником всей жизни считается Бог Иегова. Иисус Христос считается единородным сыном верховного Бога, он единственный создан Иеговой непосредственно, все остальное сотворено через Христа. Христос не является всемогущим богом и не равен Иегове; на земле он был бы не богом, а всемогущим человеком. Святой дух — «божия невидимая действующая сила», которая участвовала в сотворении мира и с помощью которой Иегова исполняет совю волю и может влиять на сознание людей.

Свидетели Иеговы верят в ангелов, подчиняющихся Христу, и демонов во главе с Сатаной. Существование ада отрицается, однако очень подробно разработано учение об армагеддоне — глобальной войне, в которой Христос с армией ангелов уничтожит всех неверующих.

Руководители организации и религиозные авторитеты составляют так называемое «малое стадо» Иеговы, управляющих множеством других «овец». Члены «малого стада» в момент смерти, по убеждениям иеговистов, сразу воскресают и попадают в небесную часть царства божьего, где входят в правительство Христа, второе пришествие которого уже невидимо произошло. Другим «овцам» обещана вечная жизнь в земном раю после армагеддона. Воскреснут также те, кто умер, не став иеговистом, но им предстоит пройти испытание.

На вершине иерархической пирамиды стоит руководящая корпорация, состоящая из 15 человек. Создана она в 60 годах XX века и объявлена «видимым посредником Господа на Земле».

У иеговистов есть только один праздник — вечеря поминания смерти Христа. На этом празднике верующие собираются после захода солнца. На столе должен быть пресный хлеб и сухое красное вино. Принимать эти символы могут только те, кто считает себя помазанным духом божьим.

На конец XX века среднее число Свидетелей Иеговы в мире превышает 5 миллионов человек.

5. Церковь Объединения

Псевдохристианская секта. Основана в 1954 г. преподобным Сан Мюн Муном.

В основе вероучения секты лежит откровение, якобы полученное Муном и изложенное им в книге «Божественный принцип». В вероучении смешаны понятия христианской догматики, искаженные толкования ветхозаветных мифов, восточные культовые термины и части других религиозных учений.

Основное место в религиозной практике секты занимает церемония «благословения». Она включает в себя «церемонию святого вина» и «священное бракосочетание», понимается как рождение в новую жизнь через очищение от первородного греха и одновременно как вступление в «благословенный» брак. Бракосочетанию предшествует помолвка. Как правило, муниты доверяют выбор своего будущего супруга Муну или его доверенным лицам.

Суть винной церемонии состоит в очищении «замутненной крови» от сатанинского влияния и для этого используется «вино, которое содержит двадцать один род веществ и также кровь Отца и Матери» (для приготовления этого напитка используется кровь самого Муна и его жены). При этом человек, принимающий такое вино, внутренне отказывается от поколений своих предков, предпочитая им Муна.

Организационно секта имеет четко иерархическую структуру, с абсолютным подчинением «младших» «старшим». Молодые члены «Церкви Объединения» собирают средства, продавая лазерные картинки, открытки, цветы, свечки, и т.п. по завышенным ценам или же предлагая сделать пожертвование. Мунисты в подавляющем большинстве случаев не представляются последователями Муна, но, используя малоизвестные названия организаций, входящих в Движение Объединения, просят деньги либо на «благотворительные цели», или «на помощь в решении экологических проблем»

История человечества, согласно мировоззрению мунитов, делится на три периода: Эпоха Авраама (формирование человеческого рода), Эпоха Иисуса (развитие человечества), Эпоха Муна (завершение священной миссии и освобождение человечества от Сатаны).

Бог считается творцом всего сущего, единым, абсолютным, живым и вечным. Христос считается мессией, сыном божьим, существующим отдельно от бога. Конечная цель бога — достижение идеального мира на Земле. Библия является откровением бога, однако его откровения не заканчиваются на Библии, а продолжаются постоянно через посвященных людей. Зло является результатом человеческого грехопадения и будет в конечном счете уничтожено. Человечество ожидает конец света, однако этот конец света принесет только освобождение от зла и возрождение всего общества. Единственным полноправным посредником между богом и людьми считается Мун. Личность Муна является центральной в вероучении мунитов. Приверженцы секты считают Муна мессией.

Секта формально не отвергает ни одну религию. Однако на практике муниты пытаются исключить из любого вероучения все то, что не совмещается с их собственной идеологией. Святая задача человечества, по мнению сектантов — замена в первую очередь христианства и во вторую — других религий на мунизм.

К началу 80-х годов XX века секта имела различные промышленные предприятия во многих странах. Ей принадлежат 150 корпораций, объединяющих предприятия в различных областях сферы производства и обслуживания. От адептов «Церкви Объединения», трудящихся на этих предприятиях, требуют удовлетворяться низкой заработной платой, мотивируя ссылками на то, что высокая прибыльность предприятий нужна для повышения престижа «Церкви Объединения» и морали верующих.

На конец XX века число приверженцев секты составляло около 3 милилонов человек, из них более 450 тысяч в Корее, более 45 тысяч — в США, более 30 тысяч — в России.

6. Мормоны

Официальное название — Церковь Иисуса Христа святых последних дней.

Мормонская Церковь была основана в 1830 г. в США проповедником Джозефом Смитом. Ее последователи есть почти в 100 странах мира, и насчитывается их около 10 миллионов человек. В последние годы в России образовалось несколько общин мормонов. С сентября 1990 года Церковь Святых последнего дня официально признана в России.

Мормоны, как их чаще называют, разделяются на две основные группы — Церковь Иисуса Христа святых последних дней с центром в Солт-Лейк-Сити, и Реорганизованная церковь Иисуса Христа святых последних дней с центром в Индепенденсе. Сегодня число мормонов превысило 5,3 миллиона, они — крупные держатели акций в сельскохозяйственном и промышленном потенциале Америки, они энергично занимаются многими видами миссионерского служения. Первая группа, о которой в основном и будет вестись речь, утверждает, что у нее к апрелю 1983 года насчитывалось более 5,1 миллиона членов.

Мормоны придерживаются традиционно христианских взглядов на проблемы искупления, наказания и спасения, но дополняют их своими собственными положениями по поводу загробного существования и священной истории.

Мормоны выступают против сребролюбия, лжи, эгоизма, они утверждают труд как вечный закон. Церковные вопросы решаются путем голосования, запрещается употреблять алкоголь, кофе, чай (кроме зеленого), наркотики. Большое значение придается миссионерской деятельности.

Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней была основана на учениях Книги Мормона, и удивительная история ее перевода Иосифом Смитом с золотых листов была центральным моментом в привлечении мормонами новых людей. Но в настоящее время учения Книги Мормона имеют слабое влияние на взгляды мормонов.

Учения мормонов настолько своеобразны и даже отталкивающи, что о них миссионеры никогда вам не расскажут. Подлинную суть своего “евангелия” они будут раскрывать постепенно на протяжении нескольких лет. Если же вы спросите мормонов, что они думают об этих Учениях, они ответят только: “Когда говорят наши руководители, все уже продумано”.

Приведем часть учения мормонов в сравнении с Библией.

“БОГ НЕ ВСЕГДА БЫЛ БОГОМ”

“Сам Бог некогда был таким же как и мы сейчас, и по сути является возвышенным человеком… Мы вообразили и предположили, что Бог всегда был Богом. Я опровергну эту идею…”.

БИБЛИЯ: Бог никогда не был человеком, но всегда был Богом. “От века и до века Ты — Бог”. “…Ибо Я Бог, а не человек”.

“БОГ-ОТЕЦ И ИИСУС ИМЕЛИ ЖЕН, И БЫЛИ МНОГОЖЕНЦАМИ” “…Великий Мессия, основатель христианства, был многоженцем… И у Бога-Отца, и у нашего Господа Иисуса Христа были жены в вечности и во времени…”.

БИБЛИЯ: В ней нет ни одного упоминания, ни о “жене”, ни о “женах” Бога-Отца или Господа Иисуса Христа.

Хотя надо отметить, что сейчас мормоны отказались от многоженства, так как именно по этой причине многие отказываются вступать в секту и в основном по этой же причине её покидают

“ИИСУС И САТАНА — БРАТЬЯ” “Один из других сынов Божьих опротестовал назначение Иисуса быть Спасителем мира, Его звали Люцифером, сыном зари. Надменный, честолюбивый и жадный до власти и славы, этот духовный брат Иисуса отчаянно пытался стать Спасителем человечества”.

БИБЛИЯ: Изначально Люцифер был творением Иисуса и не может быть Его братом! “Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано”.

Так же мормоны отрицают и непорочное зачатие Иисуса.

МОРМОНЫ НАПАДАЮТ НА ДРУГИЕ ЦЕРКВИ

«…все их вероучения омерзительны в Его (Бога) глазах; что все их проповедники извращены…”. “…Все прочие церкви полностью лишены всякой власти от Бога…, они — самые порочные из людей. А католики и протестанты — всего лишь “Вавилонская блудница”, которую Господь осудил…”. “Вне Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней нет спасения”.

НАПАДКИ МОРМОНОВ НА БИБЛИЮ

“…Очевидно, что многие важные моменты, касающиеся спасения людей, были изъяты из Библии или утрачены еще до ее составления”. “Но Библия была искажена, лишена простоты, многие священные книги были утеряны, прочие отвергнуты Римской церковью, а те немногие, что остались, переписывались вновь и вновь столько раз, что почти каждый стих был изменен и изуродован…”.

В последние годы мормоны делают упор на то, что в своей миссионерской работе уделяют большое внимание благовествованию людям, никогда не слышавшим о Евангелии, и работе в тех местностях, где нет ни одной христианской церкви. Однако, официально известно лишь несколько случаев, когда мормонисты обращали свою проповедь к последователям нехристианских религий. Объектом их усилий всегда были христиане.

Церковь мормонов строго требует от всех своих членов соблюдения ветхозаветной заповеди о десятине, в результате чего в 1982 году, например, пожертвования церкви составили приблизительно 2 млрд. долларов, что совершенно грандиозно для такой сравнительно маленькой организации.

Вдобавок к регулярной Десятине церковь мормонов призывает и к так называемым «пожертвованиям от поста». Эта необычная практика предполагает, что в первое воскресенье каждого месяца члены церкви вместо трех раз питаются лишь один, а полученную сумму отдают церкви как добровольный вклад на поддержку нуждающимся и голодающим.

Поскольку среди мормонов высоко ценится образование, совершенно неудивительно, что они развернули систему вводных и теоретических курсов для студентов университетов и колледжей, которой охватили более 300 тысяч человек. Церковь имеет более пятидесяти школ за пределами США.

Мормонизм не просто культ, который обращается к необразованным слоям населения, как делают по большей части свидетели Иеговы. Упор на образование приводит к обилию пропагандистской литературы, выходящей по нескольку миллионов экземпляров ежегодно. Мормоны знамениты строительством часовен и храмов. Храмы используются для проведения венчаний «на небесах», крещения умерших и других обрядов с душами умерших. В храмы запрещено входить язычникам (т.е. немормонам), храмы являются уникальными сооружениями, обычно крайне изысканными в архитектуре и убранстве.

Организационное и общее управление церковью мормонов осуществляет комитет «Общих властей». Во главе его стоит Первое президентство, состоящее из 88-летнего «пророка» Спенсера В. Кимбалла (ныне его сменил Гордон Б. Хинкли) и двух помощников. Президентству помогает Совет двенадцати апостолов. Первый кворум семидесяти и его президентство, а также «Руководящий епископат» и Патриарх Церкви. Вся власть находится в руках священства мормонов, которое разделяется на Аароново (младших) и Мелхиседеково (старших) и куда входит по существу каждый активный мормон мужского пола в возрасте старше двенадцати лет.

Обычно мормонам присущи здравые моральные качества. В основном они дружелюбны, почти всегда гостеприимны, крайне посвящены своей семье и учению своей церкви. Но, к сожалению, подавляющее большинство мормонов почти ничего не знает о туманных исторических и богословских истоках своей религии.

7. Баптисты.

Баптизм (от греч. baptizo — окунаю, крещу водой), разновидность протестантизма. Возник в начале 17 в. Наибольшее число баптистов — в США. В России баптизм распространился в 60-х гг. 19 в. Баптисты упростили культовую и церковную организацию. Не признавая таинства, рассматривают крещение и причащение как церковные обряды, не имеющие мистического смысла. Крещение совершают над взрослыми.

Первая баптистская община появилась в 1609 г. в Амстердаме. Ее основателем считается Джон Смит (1550 — 1612) — англиканский священник, перешедший в конгрегационализм. В начале XVII он бежал от преследователей англиканской церкви в Амстердам, где принял обряд водного крещения, призвав к этому и своих приверженцев. В 1606-1607 гг. две группы английских конгрегационалистов во главе со Смитом переселились в Голландию, где в силу исторических обстоятельств попали под влияние меннонитов, позаимствовав у них обряд «крещения по вере», что означает крещение только взрослых, так как младенцы не могут «сознательно верить». При этом они ссылались на Библию: там нет ни единого упоминания о детокрещении. А в Евангелии говорится, что апостолам заповедано крестить наученных и верующих, но никак не младенцев.

Секта баптистов не имела, поначалу, успеха. Только в конце XVIII столетия, после создания “Проповеднического Союза”, объявившего своей целью не распространение баптизма, как нового учения, а, якобы, только проповедь, среди американских негров. Движение баптистов, свободное от догматов, обрядов и общеобязательных символических знаков, встретило сочувствие и материальную поддержку среди многих богатых американцев, и тогда потекли в кассу “Проповеднического Союза” щедрые дары и пожертвования. Появились дома для призрения сирот, стариков, появились школы и баптистские миссионерские курсы, больницы. С этого времени баптизм находит новых последователей в Англии, широко распространяется в Германии, проникает в Китай, в Японию и Индию и на территорию Польши и России. К концу XIX века секта насчитывала 35 тысяч миссионеров. В Россию впервые занесена была эта секта из Германии.

Эта секта распадается на множество толков. Деление секты на толки началось с конца XVII века, когда баптисты разделились на “частных”, усвоивших учение Кальвина о безусловном предопределении, и “общих” или “баптистов свободной воли”, признающих всеобщность спасающей благодати Божией, привлекаемой свободной волей человека.

“Евангельские христиане”, “Штундисты”, “Евангелисты” — все это названия одной и той же секты. Подразделения секты баптистов не нарушают общей всему движению баптистов основы, баптизм внутренне однороден, и в его основе лежит учение Лютера и учение Кальвина о предопределении. От чистого лютеранства баптизм отличается во 1-х — последовательным и безоговорочным проведением в жизнь основных положений лютеранства в учении о Церкви, о Священном Писании и о спасении, во 2-х — враждебностью к Православию и к Церкви Православной, и в 3-х — большей, чем это замечается в лютеранстве, склонностью к иудаизму и анархии. Все существующие ветви баптизма объединяет еще и всем им общее отрицание действительности крещения младенцев.

Как и у протестантов, нет у баптистов ясного и евангельски четкого учения о Церкви, более того — они просто отрицают Апостольское учение о Церкви. “Я не в состоянии сформулировать наше учение о Церкви… Я говорю не от лица всех баптистов. Человек, который бы рискнул это сделать, еще не родился, и я предполагаю, что родители его уже давно умерли”, — сказал X. Филипс, один из руководителей баптистов в США на конференции в Эдинбурге в 1937 году.

Отличительной чертой сектантских проповедников, главным образом баптистов в их многоликом разветвлении, является уверенность в своем спасении. Эта черта их учения вытекает из присущего всему протестантству учения о спасении только верою во Христа.

Источник: https://studbooks.net/816880/religiovedenie/samye_rasprostranennye_hristianskie_sekty

Характерные признаки секты

(68 голосов: 4.2 из 5)

В большей или меньшей степени секты характеризуются следующими признаками:

1. Религиозная реклама (маркетинг)
Секты всегда заняты, как на базаре навязыванием своего товара, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг – это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама. Это и назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями («изучение Библии» – секта Муна, иеговисты; «изучение английского языка» – мормоны; «собрание всех, кто обеспокоен судьбой России» – рериховское движение, секта «Святая Русь»; «фестивали и семинары по вопросам семейной жизни» – секта Муна, «психологическая дрессировка (тренинг), разрешение проблем общения» – секта сайентологии; «воспитание детей, благотворительные концерты» – секта «Семья»; «семинары по вопросам педагогики и медицины» – секты Акбашева). Это и частая маскировка под Православие с использованием православных символов псевдохристианскими течениями, рериховским движением (например, «Духовный центр им. Сергия Радонежского») и экстрасенсами, адептами движения New Age.

2. Агрессивный прозелитизм и психологическое давление
Религиозная реклама (маркетинг) – следствие сектантской установки на постоянную вербовку новых сторонников (адептов). Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У мунитов это называется «бомбардировка любовью»: у вербуемого создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями (эта методика называется «сэндвич» – два сектанта должны буквально зажать как в тисках человека и не отпускать даже когда он отправляется в туалет). В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда находят компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах «исповеди» или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих «собратьев,» угрозам и шантажу.

3. Двойное учение
Вербовщики не сообщают тем, кого завлекают в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении потому, что в сектах имеется двойное учение – одно для рекламы своей секты, для придания ей «человеческого лица», а другое – для внутреннего пользования. Действительно, кто бы захотел посещать «семинары по Библии» у мунитов, если бы сразу был уведомлен, что основатель этой секты – оккультист, многоженец и хулиган, провозгласивший Спасителя неудачником, а самого себя – «христом», то есть с точки зрения христианства – антихрист? Кто бы пошел в гости к рериханцам в «Духовный центр им. Сергия Радонежского,» если бы знал, что здесь не веруют ни в Воскресение Христово, ни вообще в Бога, а, вслед за основателями, восхваляют сатану и практикуют идолослужение? Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете, направлены на разрушение традиционной российской культуры, а потому всегда маскируются под общепризнанные ценности.

4. Иерархия
Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Например, в секте Муна существует «лестница» из многих семинаров – вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцати однодневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте сайентологии Рона Хаббарда, человек оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т.д. То же характерно для секты последователей «живой этики»: ступенчатое посвящение в тайны «учения» по мере более активного участия в деятельности секты. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.

5. Непогрешимость секты и ее основателя
Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина «более свежая,» чем истины всех прочих, особенно же – традиционных религий. Эти «истины» получаются сверхъестественным путем, через «откровения,» видения, контакты с духами (например, Мун общался с духом, который назвался «Христом» и дал указание создать секту). Разумеется, все существовавшее в истории человечества до такого «счастливого озарения,» объявляется ошибкой и недоразумением (в секте того же Муна сектанты должны держаться мнения о том, что их родина – именно Корея, которую осчастливил своим рождением «преподобный» Мун; для «свидетелей Иеговы» любовь к Отечеству абсурдна, и солдаты, погибшие за Родину – безумцы; рерихианцы верят, что весь мир, и Россия в частности, пребывали во тьме суеверий до того, как появилась возможность читать сочиненную Рерихами «агни-йогу.») Основатели сект – люди, которых последователи наделяют божественными качествами, многие прямо провозглашают себя «христами»: Мун, С. Тороп («Виссарион»), М. Цвигун («Мария Дэви»), Т.Ф. Акбашев (считает «иисусом» не только себя, но и своих учеников), Секо Асахара, и множество других. Не иначе как «матерью мира» именуют Елену Рерих адепты рериховского движения. Общение, непосредственное или «духовное,» мысленное, с лидерами-основателями должно доставлять невероятное счастье сектантам, их распоряжения должны выполняться с энтузиазмом. По мысленному приказу от фотографии Шри Матаджи (секта «сахаджа-йога») молодая женщина садистски убила свою полуторагодовалую дочь.

6. Программирование сознания
Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев (мерила), духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

7. Духовный элитизм (избранничество)
Членам секты внушается мысль о том, что они – единственно спасенные люди, что все окружающие – люди «второго сорта,» обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты. Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от всех традиционных ценностей, почему он обязан постоянно рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе. В сектах оккультного направления делается упор на «самосовершенствование», то есть развитие в человеке пара-нормальных способностей, отличающих членов секты от обычных людей.

8. Контроль жизнедеятельности
Конечная цель сектантской организации – контроль над многими, а в идеале – над всеми сферами жизни человека. Для достижения этой цели вступивших в секты вырывают из привычной жизни, лишают знакомого круга общения. Во многих сектах используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под «ашрамы» или «монастыри», часто перенаселенные. Адепты имеют интенсивный распорядок дня, ограничиваются во сне и пище, ведут напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. В некоторых движениях для достижения контроля над адептами прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счете сектанты приносят в жертву секте свое время, здоровье, имущество (квартиры чаще всего или продаются, или отдаются для устройства офисов секты или «ашрамов»), а иногда и свою жизнь. Секты редко довольствуются своим влиянием только на адептов, но обычно стремятся его распространить на членов их семей, близких людей, знакомых. Дети сектантов должны воспитываться в духе сектантского учения и вырастают преданными сторонниками. По мнению специалистов, именно из их числа могут быть сформированы отряды для осуществления террористических актов.

9. Политические цели
Многие секты, такие как Церковь Объединения Муна, «Свидетели Иеговы», сайентология Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми «империями,» стремящимися получить власть над всем миром. Например, «Манифест Варнашрамы», один из документов «Международного общества сознания Кришны», пишет о грядущем обществе «победившего кришнаизма» как об обществе кастовом, разделенном на сверхчеловеков – кришнаитов и рабов-шудр, которым предназначен тяжелый и беспросветный труд, а всемогущая элита будет решать, например, к какому сословию будет принадлежать новорожденный младенец. «Свидетели Иеговы» вещают о необходимости устроения «нового мирового порядка» возглавляемого «единым правительством», состоящим только из членов этой секты. Кореец Мун, основатель секты «Церковь Объединения», прямо говорит о том, что его должны принять все правительства мира как своего господина.

Источник: https://azbyka.ru/xarakternye-priznaki-sekty

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *