Сорок мучеников Севастийских. История праздника

Сорок мучеников были родом из Каппадокии. Они входили в состав римского войска, которое находилось в городе Севастии. Военачальник-язычник Агрикола потребовал от них принести жертвы языческим богам. Сначала он уговаривал их, обещая повышение по службе и денежные средства. Затем стал угрожать тюрьмой и убийством. Но воины отвергли все предложения и угрозы военачальника Агриколая, и тогда он заключил их в темницу. Спустя время в город приехал знатный сановник Лисий и повелел побить воинов-христиан камнями. Камни, брошенные в воинов, летели мимо, а камень, который бросил Лисий, угодил в лицо Агриколаю. Мучители смутились произошедшим и возвратили христиан в заточение. Ночью в темнице воины услышали утешающий глас Господа:

Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные.

Мучители отвели воинов на озеро, раздели и поставили их на лед. Рядом была установлена теплая баня, чтобы, если кто отречется от Христа, мог согреться в ней. Один из воинов спустя несколько часов мучений забежал в баню, однако тут же умер. Ночью стражники дремали, не спал только один из них, по имени Аглай. Он удивлялся, как воины-христиане, несмотря на жуткие мучения, не прекращают молиться. В третьем часу ночи он увидел, как над озером разлился яркий свет. Стало очень тепло, так что лед растаял. Аглай не понимал, что происходит. Он взглянул наверх и увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять — для каждого мученика. Тогда Аглай скинул с себя одежду, разбудил стражников и побежал к воинам-христианам: «И я христианин!» Он молился:

Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами.

Римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли. Кости мучеников были брошены в воду, чтобы христиане не могли их собрать. Согласно Житию, спустя три дня мученики явились во сне святителю Петру, епископу Севастийскому (IV в.), и повелели ему совершить погребение их останков. Епископ с несколькими клириками ночью собрал кости мучеников и с честью похоронил. Имена Севастийских мучеников: Кирион, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Кандид, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илия, Горгоний, Феофил, Доментиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирил, Сакердон, Никола, Уалерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Народные традиции празднования памяти Сорока мучеников Севастийских

День памяти 40 Севастийских мучеников в народе называется «сороки», а иногда «кулики». Согласно народному поверью, в этот день из теплых стран прилетают сорок птиц, и первая из них — жаворонок. «Бывает, — уверяют опытные старики-крестьяне, — что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, тот настоящий, он не сдохнет». «Сороки» считались детским праздником, потому что накануне празднования женщины пекли из ржаной муки «жаворонков», а утром раздавали их детям. «Жаворонков» пекли с раскрытыми крыльями, как бы во время полета. Жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле — крестьяне объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Господом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Бога, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Господу Исусу Христу.

Также утром женщины делали в своем дворе сорок соломенных гнезд и в каждое клали кусочек теста в форме яйца (это делалось для того, чтобы куры неслись дома, а не заходили на чужой двор). Когда «жаворонки» из теста были готовы, дети бежали с ними в сарай заклинать жаворонков. Там они сажали своих птиц всех вместе, на высокое место, и несколько раз хором начинали кричать песню: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела». Текст этой детской песни менялся в зависимости от региона. Затем ребята разбирали своих жаворонков и с той же песней бежали по деревне. Так продолжалось до самого обеда. Вдоволь набегавшись, ребятишки собирались вместе и начинали есть своих ржаных «жаворонков». Съедали обычно всю птицу, оставляя голову, — ее дети берегли каждый для своей матери. В конце празднования ребята поздравляли друг друга с весенним праздником и разбегались по домам. Дома каждый ребенок отдавал голову «жаворонка» матери со словами: «На-ко, мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был». Также считалось, что по той погоде, какая была на Сороки, можно определить погоду весны и лета. Если на Сороки было морозное утро, то, значит, жди весной сорок «утренников».

Сорок мучеников Севастийских. Иконы

Иконографическая традиция начинает складываться с IV в. Одна из первых сохранившихся икон — в церкви Санта-Мария Антиква в Риме, датируемая VII–VIII вв. Изображения мучеников Севастийских встречаются в миниатюрах Псалтырей. Известны миниатюры Хлудовской Псалтыри IX в., Лондонской Псалтыри 1066 г., Псалтыри Барберини 1060 г., Киевской Псалтыри 1397 г.

К X веку складываются два основных типа иконографии сорока Севастийских мучеников: сцена мучений в ледяном озере (они стоят вместе нагие, поддерживая друг друга) и отдельные изображения святых в медальонах, где мученики изображены с крестами в руках, реже — как воинов с оружием в руках. Фрески, представляющие одиночные изображения воинов с оружием и в доспехах, встречаются в храмах Каппадокии. В соборе Святой Софии в Киеве мозаичные изображения Севастийских мучеников расположены на подпружных арках главного купола. Часть из сохранившихся мозаик представляет мучеников совсем юными, без бород; есть среди них также и старцы. Согласно краткой редакции: мученики со скрещенными руками стоят в воде, поддерживая друг друга, а над их головами сияют венцы. В полном варианте изображается куполообразная баня, куда скрывается не выдержавший испытания воин. Иногда изображают стражника Аглая, который вошел в прорубь вместо сбежавшего воина. Иконы, хранящиеся в музее в Реклингхаузене, представляют примеры полной редакции иконографии Сорока мучеников: это фрагмент Минеи годовой (первая половина XVI в.) и греческая икона 1600 г. Миниатюра середины XI в. из греческого Минология, которая хранится в Государственном историческом музее, является краткой редакцией.

Сорок мучеников Севастийских. Мозаика. Константинополь. XIV в. Вашингтон. США

Минея Март (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии

Сорок мучеников Севастийских. Икона-таблетка. Новгород. Конец XV в. Из Софийского собора. Новгородский музей

Храмы в честь Сорока мучеников Севастийских

В Константинополе было около восьми храмов в честь 40 Севастийских мучеников, построенных царицей Пульхерией (399-453 гг.) и императором Анастасием. Также известно о существовании церкви Сорока мучеников у Золотых ворот.

В честь Сорока Севастийских мучеников освящена церковь в г. Велико-Тырново в Болгарии. Храм был построен в 1230 году по повелению Ивана Асеня II в честь победы при Клокотнице над эпирским деспотом Феодором Дукой 22 марта 1230 года. Свою победу царь посчитал заступничеством Сорока Севастийских мучеников, в честь которых и была освящена церковь. Она являлась соборной церковью Великой Лавры в Велико-Тырново, устроенной в крепости Царевец на левом берегу реки Янтра. В этой церкви первоначально был похоронен святой Сава, архиепископ Сербский (ок. 1169-1236 гг.). В мае 1237 года его мощи были перенесены в Сербию. В годы османского правления, до начала XVIII века, церковь оставалась христианской, но затем здание переделали в мечеть, в результате чего были уничтожены практически все фрески. Несколько изображений сохранились только на северо-западной стене притвора. В здании бывшей церкви 22 сентября 1908 года болгарским князем Фердинандом (1861-1948 гг.) была объявлена полная независимость Болгарии от Османской империи. Церковь продолжительное время использовалась как царская усыпальница. Здесь были погребены цари Калоян (1197-1207 гг.), Иван Асень II, Михаил Шишман (1280-1330 гг.), царицы Анна Мария и Ирина, а также многие члены царской семьи и представители болгарской аристократии.

Церковь Сорока Севастийских мучеников в Велико-Тырново (Болгария)

В честь Сорока мучеников Севастийских освящена церковь у Новоспасского монастыря в Москве. Вероятно, еще в XVI веке на этом месте стоял деревянный храм. Церковь неоднократно перестраивалась. В 1932 году храм был закрыт советской властью, колокольня была частично срублена. В 1993 году храм передан местной общине РПЦ и отреставрирован.

Церковь Сорока Мучеников Севастийских у Новоспасского монастыря. Москва

В честь Сорока Севастийских мучеников освящен храм в г. Переславль-Залесском. Церковь располагается в устье реки Трубеж в исторической Рыбной слободе на берегу Плещеева озера. Церковь существовала уже в начале XVII столетия. Она упоминается в патриарших окладных книгах под 1628 годом: «церковь святых Четыредесять мученик, на посаде, дани восемь алтын, четыре деньги, десятильничих гривна». В 1652 году при этой церкви была построена Покровская. В 1726-1727 годах обе церкви оказались ветхи и были устроены новые деревянные церкви. В 1755 году вместо двух деревянных был построен каменный храм, ныне существующий. В церкви два престола: в честь Сорока мучеников и в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь Сорока Мучеников в Переславле-Залесском

Источник: https://ruvera.ru/40_muchenikov

>Сорок мучеников Севастийских. Почему так любят этот праздник?

Сорок мучеников Севастийских. Почему же так любят этот праздник?

В 313 году святой император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай. И вот зимой 320 года он повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, заявив, что они — христиане и поклоняются только Богу истинному, а не истуканам.

Сорок мучеников Севастийских. Фреска XII века в церкви Панагии Форвьетисы в Осину. Кипр. Фото Игоря Самoлыго

Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. Узники усердно молились и ночью услышали глас: «Претерпевший до конца спасется».

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.

Сорок мучеников Севастийских: история праздника, иконы, обычаи, рецепты (+видео, аудио)

Ночь длилась, и стражники, охранявшие место мучения, задремали. Не мог заснуть только один из них, Аглаий. Он был поражен: как же эти христиане, несмотря на неслыханные мучения, не прекращают молитвы? В третьем часу ночи он увидел, что над озером разливается яркий свет, совсем как летом. Стало так тепло, что лед растаял. Аглаий недоумевал: что же происходит? Взглянув вверх, он увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять — по числу оставшихся стойкими мучеников. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду, крикнул, будя других стражников: «И я христианин!» — и побежал к мученикам. Он молился: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да в придачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога.

Лисий приказал уничтожить останки воинов, чтобы христиане не почитали мощи новых мучеников. Тела святых были сожжены на костре, а кости брошены в реку. Спустя три дня мученики явились во сне епископу Севастии Петру и повелели ему взять кости из реки. Епископ с несколькими священниками ночью тайно пришли к реке. О чудо: кости мучеников сияли в воде как звезды! Христиане собрали останки святых и с честью похоронили их.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки?

Фото: tatmitropolia.ru

Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

Источник

Сорок мучеников Севастийских – непереходящий праздник, традиционно он отмечается в один и тот же день – 22 марта (новый стиль). Если день праздника Сорока мучеников Севастийских совпадает со средой Крестопоклонной, его могут перенести, как это случилось в 2017 году. Раньше, в дохристианской Руси, этот день считался окончательной датой начала весны. Тогда тоже пекли жаворонки, но вкладывали в выпечку совсем другой смысл, существовали разные традиции и “заклички” весны, когда ее призывали в надежде, что тепло наступит как можно скорее. Церковь не отмечает день весеннего равноденствия, но у этого дня появился новый христианский смысл. И жаворонок стал символизировать душу, которая стремится к Богу и преклоняется перед величием Творца. Поэтому в народе так любят праздник Сорока Севастийских мучеников, до конца выдержавших все мучения и принявших смерть, чтобы не предать Христа. В день Сорока Севастийских мучеников совершается Литургия преждеосвященных Даров.

Имена Сорока Севастийских мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Источник: https://www.pravmir.ru/sorok-muchenikov-sevastijskix-pochemu-tak-lyubyat-etot-prazdnik/

В 2019 году день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, Церковь отмечает 22 марта.

Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году император Константин Великий подписал закон о свободе исповедания веры. Его соправитель император Ликиний тоже подписал этот закон, но в подвластных ему областях гонения на христиан продолжались. Около 320 года в городе Севастии, в Армении, стояло римское войско. В войске находилось 40 воинов-христиан родом из Каппадокии (ныне на территории Турции). Военачальник Агрикола принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались.

Тогда воинов арестовали и связанными повели к озеру близ города Севастии. Стояла зима, вечерело. Воинов раздетыми поставили в покрытое льдом озеро. Страшная стужа сковала члены святых мучеников, и они начали замерзать. Мучение это было для них особенно тяжелым, потому что на берегу озера для соблазна была поставлена теплая баня. Кто хотел спасти свою жизнь, должен был заявить тюремному сторожу, что он отрекся от Христа, и тогда он мог войти в теплую баню и отогреться. Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и поя священные гимны Богу.

Ранним утром один из воинов не выдержал страданий. Он вышел из озера и поспешил к бане. Но как только теплый воздух коснулся его тела, он упал мертвым. Вскоре после этого тюремный сторож Аглай увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет. Аглай был так потрясен этим чудом, что, объявив себя христианином, сбросил с себя одежду и присоединился к 39 мученикам. Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзли, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников сбросили в реку.

Через три дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Епископ Петр собрал их кости и с честью похоронил. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти облегчается строгость Великого поста и совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

В этот день разрешается растительное масло. По традиции на Руси пекли изделия из постного теста в виде птиц — «жаворонки». В христианской традиции булочки-птички символизировали улетающие к Богу души мучеников.

Но обычай печь жаворонков существовал еще с языческих времен. В языческом народном календаре это был день весеннего равноденствия, Считалось , что в этот день возвращаются жаворонки из теплых краев, а вслед за ними и другие перелетные птицы. Птицы были символами наступающей весны. С «жаворонками» были связаны разнообразные обряды по призванию весны («кликанье» весны). Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для их забав. Дети печеных птичек цепляли на длинные пруты, несли на самую высоку горку и кричали различные призывающие весну стишки.

К христианской православной традиции эти обычаи не имеют никакого отношения. Церковь не внесла день весеннего равноденствия в свой календарь, но дала возможность народным традициям обрести новый христианский смысл. И булочки в виде жаворонков стали символ сорока Севастийских мучеников, а праздник получил второй народное название — Сороки (с ударением на первый слог).

Новости епархии | Мар 22, 2019

Статью прочитали:

раз

Источник: https://al-eparhiya.ru/22-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA/

Сорок Севастийских мучеников

Статья — о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Сороки (праздник) Икона «Сорок мучеников Севастийских» из православной церкви Сорока Мучеников, расположенной в колокольне храма Гроба Господня

Со́рок Севасти́йских му́чеников — воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, современная Турция) в 320 году при императоре Лицинии. Православная церковь отмечает их память 9 (22) марта.

Воины родом из Каппадокии (ныне на территории Турции) были в составе римского XII Молниеносного легиона (лат. Legio XII Fulminata), стоявшего в городе Севастии. Военачальник Агрикола потребовал от них принесения жертвы языческим богам, они отказались. После их отказа римские воины вечером их раздели и поставили в покрытое льдом озеро. Рядом поставили тёплую баню, чтобы желающие отречься от Христа могли в ней согреться. К утру один из воинов побежал в баню, однако, забежав туда, сразу умер. Как показывает сличение имён, приведенных в «Завещании» святых Сорока мучеников Севастийских, и имён, приведенных в Святцах, имя этого воина было Мелетий. Один из римлян, Аглай, видя стойкость духа христиан, сам разделся и присоединился к стоявшим в озере. По преданию, римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли. Обугленные кости мучеников были брошены в воду, чтобы христиане не собрали их. Согласно житию, спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Останки светились в воде ярким светом. Епископ с несколькими клириками ночью собрал их останки и с честью похоронил.

Церковь Сорока Севастийских мучеников, построенная (или обновлённая и освящённая в их честь) в городе Тырново, столице Болгарского царства во времена Ивана II Асеня

Имена мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Память Сорока мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти облегчается строгость Великого поста и совершается литургия преждеосвященных Даров.

9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьёй и большей частью войска. Иван II Асень отнёс свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте (остаётся не до конца выясненным) храм и освятил его в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе.

День памяти Сорока мучеников севастийских, по благочестивому обычаю, празднуется как День всех православных мужчин, по аналогии с Днём православных женщин, который празднуется в Неделю (в воскресенье) жён-мироносиц.

> См. также

  • Сороки (праздник)
  • Категория:Храмы Сорока мучеников Севастийских

40 святых: традиции, приметы и запреты на день сорока святых

Часто выпечку в форме птичек нанизывали на небольшие тросточки, хворостинки и запекали / фото УНИАН 07:01, 21 марта 2019 Праздники 17911 Память 40 мучеников относится к одному из самых почитаемых праздников. В день памяти 40 святых облегчается строгость Великого поста. Часто выпечку в форме птичек нанизывали на небольшие тросточки, хворостинки и запекали / фото УНИАН

Ежегодно 22 марта христиане отметят праздник 40 святых. В этот день почитается память сорока Севастийских мучеников.

Праздник имеет несколько названий: Сорока мучеников, Сорок святых, в народе – сороки. Память почитается в православной и католической церкви, а также в древневосточных и ряде протестантских церквях.

Сорок Севастийских мучеников — 40 воинов XII римского легиона, которые погибли в 320 году близ города Севастия (ныне — турецкий город Сивас) за отказ отречься от христианской веры.

Когда Пасха в 2019 году: дата и «длинные» выходные в честь праздника (календарь)

Воины были родом из Каппадокии (ныне территория Турции) в составе римского войска, которое стояло в городе Севастии. Военачальник Агрикола потребовал от них жертву языческим богам. После отказа римские воины вечером воинов раздели и поставили в покрытое льдом озеро. На берегу в то время постоянно разогревали баню для тех, кто отступничеством захотел бы спасти свою жизнь. Один из воинов не выдержал страданий и вышел из озера, но на пороге бани упал замертво. Один из надзирателей, пораженный мужеством воинов, со словами «И я — христианин!» зашел в озеро. Их снова стало сорок.

По преданию, римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли. Обугленные кости мучеников были брошены в воду, чтобы христиане не собрали их. Согласно житию, спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал их останки и с честью похоронил.

Имена 40 святых: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Икона 40 святых из православной церкви Сорока Мучеников, расположенной в колокольне храма Гроба Господня / фото Deror avi/wikipedia.org

Память Сорока мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти облегчается строгость Великого поста и совершается литургия преждеосвященных Даров.

Традиции на 40 святых

В этот день обязательно идут в церковь и ставят 40 свечей, молятся, благодарят Бога за все, просят защиты от бед, болезней, ударяя 40 поклонов.

Хозяйки обязательно пекут 40 булочек в форме птичек. В разных регионах Украины они имеют названия птиц — сороки, жаворонки, аистенков. В народе верили, что именно на Сорок святых с теплых краев возвращаются пернатые — сорок разных пород.

Часто птичек нанизывали на небольшие тросточки, хворостинки и так запекали. Их развешивали на деревьях в саду, дарили соседям или же раздавали детям – чтобы в хозяйстве домашняя птица здорова была.

Дети держат печенье в форме птичек на ветках во время праздника Сорока святых / фото УНИАН

Считали, что в этот день сорока берет сорок прутиков или веточек и строит себе из них гнездо. Говорили: Ныне сорока – именинница. Сорока, если не беспокоить ее и не разрушать гнезда, выступает своеобразным оберегом дома, у которого живет. Этимологически слово «сорока» связано со словом сорок, то есть народ считает, что сорока крещена в день сорока святых.

На сороки принято приглашать в дом близких людей: чем их больше будет, тем лучше. В доме должно быть шумно и весело.

Девушка на сороки должна разорвать сорок нитей и сломать 40 деревянных плашек – чтобы очень быстро прогнать зиму.

Рассеивали по огороду мак, надеясь на урожай в сорок раз больше посеяно. Чтобы поддержать эти надежды, на Сорок святых варили гороховую похлебку, делали горохвяники, пекли пирожки с горохом, готовили вареники с маком.

Наиболее символичным был обряд – Топтать ряст. Считалось, кто весной его оттопчет – убережет жизнь и здоровье в течение года. Поэтому даже пожилые и слабые выходили в поле и, притаптывая зеленые всходы, говорили: хожу по земле, хожу по земле хохлатка. Дай, Боже, потоптать и того года дождаться.

Страдание святых 40 мучеников Севастийских

Верующий в Меня, если и умрет, оживет.
Ин. 11, 25

В 313 году Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

Страдание святых 40 мучеников Севастийских

В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, воины же остались непреклонны.

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

«Настольная книга священнослужителя», т. 3

Тропарь Севастийским мученикам

Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.

«Всеславные страстотерпцы, мужественные бойцы, сорок воинов Христовых, вы прошли сквозь огонь и воду и стали согражданами Ангелов. С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам».

О святых Севастийских мучениках

Любителю мучеников наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая добрым из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке. Ибо несомненно, что восхваляющий мужей доблестных не преминет и сам подражать им в подобных обстоятельствах. Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтоб и тебе соделаться мучеником в произволении, и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ним наград. А нам открывается случай подвизаться не одному мученику, и не двум только мученикам, даже не десятью ограничивается число ублажаемых: но сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали одинаковое терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночеснтых венцов славы.

Что же делал преобладавший тогда? Он был искусен и обилен в средствах, то обольщать ласками, то совращать угрозами. И их сперва хотел очаровать ласками, пытаясь ослабить в них силу благочестия. Он говорил: «Не выдавайте своей юности; не променивайте этой сладостной жизни на безвременную смерть. Привыкшим отличаться доблестью в бранях не прилично умиреть смертию злодеев». Сверх сего обещал им деньги. И это давал им, и почести у царя, и одарял чинми, и хотел одолеть тысячами выдумок. Поелику же они неподдались такому искушению, обратился к другому роду ухищрений: стращал их побоями, смертями, изведанием несноснейших мучений.

Так действовал он! Что же мученики? Говорят: «Для чего, богопротивник, уловляешь нас, предлагая нам эти блага, чтоб отпали мы от живого Бога и поработились погибельным демонам? Для чего столько даешь, сколько стараешься отнять? Ненавижу дар, который влечет за собою вред; не принимаю чести, которая бывает матерью бесчестия. Даешь деньги, но они здесь остаются. Делаешь известным царю, но отчуждаешь от Царя истинного. Что так скупо и так не много предлагаешь нам из мирского? Нами презрен и целый мир. С вожделенным для нас упованием нейдет и в сравнение видимое. Видишь это небо: как прекрасно смотреть на него, как оно величественно! Видишь землю: как она пространна и какие на ней чудеса! Ничто из этого не равняется блаженству праведных. Ибо это преходит, а наши блага пребывают. Желаю одного дара – венца правды; стремлюсь к одной славе – к славе в Царстве Небесном. Ревную о почести горней: боюсь мучения, но мучения в геене. Тот огонь мне страшен, а этот, которым вы угрожаете, мне сослужебен. Он умеет уважать тех, которые уважают идолов. Стрелы младенец, как рассуждаю, язвы ваши (Пс. 63, 8), потому что поражаешь ты тело, а оно, если долго выдерживает удары, светлее венчается, а если скоро изнемогает, избавится от таких судей-притеснителей, которые, взяв в услужение себе тело, усиливаетесь возобладать над душою, которые, если не будете предпочтены Богу нашему, как будто претерпев от нас крайнюю обиду, раздражаетесь и грозитесь этими страшными мучениями, ставя нам в вину благочестие. Но не найдете нас ни робкими, ни привязанными к жизни, ни легко приводимыми в ужас, и это потому, что любим Бога. Мы умеем терпеть, когда колесуют, вывертывают члены, жгут на огне; мы готовы принять всякий род истязаний».

Когда выслушал сие это человек гордый и бесчеловечный: не терпя дерзновения сих мужей и вскипев яростию, стал рассуждать сам с собою, какой бы найди ему способ, чтоб приготовить им смерть и продолжительную и вместе горькую. Нашел наконец, и смотрите, как жестока его выдумка! Обратив внимание на свойство страны, что она холодна, на время года, что оно зимнее, заметив ночь, в которую стужа простиралась до наибольшей степени, а притом дул еще и северный ветер, дал он приказание, всех их обнажив, уморить на открытом воздухе, заморозив среди города.

Выслушав тогда это повеление (рассуждай по этому о непобедимом мужестве мучеников), каждый с радостию сбросил с себя последний хитон, и все потекли на встречу смерти, какою грозила стужа, поощряя друг друга, как бы шли к расхищению добычи. «Не одежду скидаем с себя, – говорили они, – но отлагаем ветхого человека, тлеющего в похотех прелестных (Еф. 4, 22). Благодарим Тебя, Господи, что с этою одеждою свергаем с себя грех; чрез змия мы облеклись, чрез Христа совлечемся. Не будем держаться одежд ради рая, который потеряли. Тяжко ли для раба потерпеть, что терпел и Владыка? Лучше же сказать, и с самого Господа мы совлекли одежды. Это была дерзость воинов; они совлекли и разделили по себе Его одежды. Поэтому загладим собою на нас написанное обвинение. Жестока зима, но сладок рай; мучительно замерзнуть, но приятно упокоение. Не долго потерпим, и нас согреет Патриархово лоно. За одну ночь вменяем себе целый век. Пусть опаляется нога, только бы непрестанно, ликовать с Ангелами! Пусть отпадает рука, только бы иметь дерзновение воздевать ее ко Владыке! Сколько наших воинов пало в строю, сохраняя верность царю тленному? Ужели мы не пожертвуем своею жизнию из верности Царю истинному? Сколько человек, уличенных в преступлении, подверглись смерти злодеев? Ужели мы не вынесем смерти за правду? Не уклонимся товарищи, не обратим хребта диаволу. Есть у нас плоть, не пощадим ее. Поелику непременно должно умереть, то умрем, чтоб жить. Да будет жертва наша пред Тобою, Господи (Дан. 3, 40). Как жертва живая, благоугодная Тебе, да будем приняты мы, всесожигаемые сим хладом, – мы, приношение прекрасное, всесожжение новое, всеплодствуемое не огнем, но хладом».

Когда же мученики подвизались, а страж наблюдал, что произойдет: видит он необычайное зрелище, видит, что какие-то силы сходят с небес, и как бы раздают воинам великие дары от Царя. И всем прочим разделили они дары; одного только оставили они не награжденным, признав его недостойным Небесных почестей; и это был тот, который, вскоре отказавшись от страданий, перешел к противникам. Жалкое зрелище для праведных! Воин-беглец, первый из храбрых – пленник, овца Христова – добыча зверей. Но еще более было жалко, что он вечной жизни не достиг, и не насладился настоящею; потому что плоть тот час у него рассыпалась от действия на нее теплоты. Но как этот животолюбец пал, без всякой для себя пользы для себя преступив закон: так исполнитель казни, едва увидел, что он уклонился и пошел к бане, сам стал на место беглеца, и сбросив с себя одежды, присоединился к обнаженным, взывая в один голос со святыми: Я христианин! И внезапностию перемены изумив предстоящих, как число собою восполнил, так и своим присоединением облегчил скорбь об ослабевшем, поступив по примеру стоящих в строю, которые, как скоро падет кто в первом ряду, тотчас замещают его собою, чтоб убитым не разрывался у них ряд. Подобно этому поступил и сей. Видел он Небесные чудеса, познал истину, притек ко Владыке, стал сопричислен к мученикам! Иуда пошел прочь, а на место его введен Матфей! Подражателем стал Павловым вчерашний гонитель, а ныне благовествующий. И он имел звание свыше ни от человек, ни человеком (Гал. 1, 1). Уверовал во имя Господа нашего Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей.

Прошения ваши будут приличны мученикам. Юноши да подражают им, как сверстникам; отцы да молятся о том, чтоб быть родителями подобных детей; матери да изучают повествуемое о доброй матери. Ибо матерь одного из сих блаженных, увидев, что другие уже скончались от хлада, а сын ее по крепости сил и терпеливости в мучениях, еще дышит, когда исполнители казни оставили его в надежде, что переменится, сама, взяв собственными своими руками, положила его на колесницу, на которой везли прочих к костру. Вот в подлинном смысле матерь мученика! Она не пролила слезы малодушия, не произнесла ничего низкого и недостойного по времени; но говорит: «Иди, сын, в добрый путь со сверстниками и с товарищами; не отставай от сего лика; не позже других явись ко Владыке». Вот подлинно доброго корня добрая отрасль! Доблестная матерь показала, что питала его более догматами благочестия, нежели млеком. Так был он воспитан, так предпослан благочестивою матерью! А диавол остается посрамленным: потому что, восставив на мучеников всю тварь, увидел, что все побеждено доблестию их, – и ветреная ночь, и холод страны, и время года, и обнажение тел.

Святый лик! Священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитве, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей! Вас не земля сокрыла, но прияло Небо; вам отверзлись врата рая. Зрелище достойное Ангельского воинства, достойное патриархов, пророков, праведников; мужи в самом цвете юности презревшие жизнь, паче родителей, паче детей возлюбившие Господа! Находясь в возрасте наиболее полном жизни, вменили они ни во что временную жизнь, чтобы прославить Бога в членах своих: став позором миру, Ангелом и человеком (1 Кор. 11, 9), восставили падших, утвердили колеблющихся, усугубили ревность в благочестивых. Все, воздвигнув один победный памятник за благочестие, украсились одним венцом правды, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков! Аминь.

Святитель Василий Великий

Источник: https://pravoslavie.ru/1661.html

Сорок мучеников Севастийских

Краткое житие 40-ка мучеников Севастийских.

празднование святым 9/22 марта

«В царство Лициния нечестивого»— так начинается житие 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Лициний (Ликиний) (308—324) — зять и соправитель императора Константина I Великого (306—337), вместе с ним подписавший эдикт 313 года о свободе исповедания христианской веры. Но если императора Константина отличали государственная мудрость и благочестие, то для лицемерного и коварного Лициния это был вынужденный политическими обстоятельствами шаг. И после эдикта 313 года гонения на христиан в подвластных Лицинию областях продолжались.

В описываемое время (ок. 320) в городе Севастии (Малая Армения, в то время римская провинция) стояло римское войско во главе с военачальником Агриколаем, ревностным язычником. Перед военными действиями и в языческие праздники совершались тогда ритуальные жертвоприношения (после эдикта 313 года соблюдение этого ритуала целиком зависело от военачальника). В войске Агриколая находились 40 воинов-христиан, родом из Каппадокии (область, входившая в состав Византийской империи, ныне на территории Турции), отличившихся в боях мужеством и стойкостью. Из них трое: Кирион, Кандид и Домн были знатоками Священного Писания. Этих-то 40 человек решил Агриколай принудить принести жертвы языческим идолам.

Но воины отказались, сказав, что если в боях за царя земного они были неустрашимы (как он и сам говорил), то насколько тверже надо им стоять за Царя Небесного. Агриколай пригрозил им бесчестием и велел отвести в темницу. В темнице воины стали громко петь 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго». В полночь им явился Господь, и услышали они слова: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22).

Наутро, уговаривая воинов отречься от Христа, Агриколай начал с похвал и обещаний. Услышав решительный отказ, он велел заковать их и бросить в темницу. Один из воинов, святой Кирион, остановил его, напомнив, что он не имеет права налагать оковы на воинов императора. Агриколай смутился и приказал отвести их в темницу, сняв оковы, сам же стал ждать прибытия правителя области, знатного сановника Лисия. Тем временем святой Кирион в тюрьме наставлял своих товарищей: «Сдружившись на войне,— говорил он,— мы теперь становимся друзьями о Господе, чтобы не разлучаться во веки и вместе совершить христианский подвиг».

Прошло семь дней. По прибытии Лисия святых воинов вызвали на судебное разбирательство. Им вновь предлагали почести и награды, чтобы они совершили языческие жертвоприношения. Но святые ничуть не поколебались, твердо исповедуя веру в воплотившегося Сына Божия — Господа Иисуса Христа. В тюрьме, куда их увели, воины стали петь 122-й псалом: «К Тебе возведохом очи наши. Живущему на Небеси». В 6-м часу утра был им свыше глас Господень: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11, 25—26). Дерзайте, и не бойтесь мук кратковременных».

Когда их вновь привели на допрос, они заявили: «Мы, христиане, идолам не поклонимся, делайте с нами что хотите». И видели они, как диавол, с мечом в правой и змеей в левой руке, наклоняясь к Агриколаю, шепнул ему: «Ты уже мой, старайся». Агриколай велел связать всех воинов и вести их к озеру, бывшему близ города Севастии. Стояла зима, дул сильный ветер. Воинов раздели донага и поставили на льду посреди озера (в числе стражников был и тюремный сторож). День уже клонился к закату. На берегу топили баню: на случай, если кто не выдержит и захочет отречься, чтобы сразу мог и согреться в этой бане.

Ночью от мороза и сильного ветра тела воинов обледенели. Один из них в первом часу ночи не выдержал и, бросив своих товарищей, пошел к бане, но как только он с мороза очутился в тепле, так сразу «оттаял» и пал замертво. Святые же мученики молили Господа укрепить их. В третьем часу ночи заблистал над ними теплый свет, настолько теплый, что растопил лед. В это время вся охрана спала, кроме тюремного сторожа по имени Аглаий. Он слышал их молитвы и размышлял про себя, как это тот, прибежавший из холода в тепло, помер, а эти, на таком морозе стоя, еще живы. Пораженный внезапным светом над мучениками, он возвел глаза к источнику света и увидел тридцать девять венцов, сходивших с неба. Аглаий догадался, что тот, прибежавший в баню, отвержен от лика святых. Он немедленно разбудил спящую стражу, сбросил с себя одежду и побежал к тем 39-ти, громко крича: «И я христианин!» И, став между ними, воззвал: «Господи, в Тебя верую, причти меня к числу этих мучеников Твоих!» И снова их стало сорок человек — сошел и сороковой венец, и посрамлен был диавол. Они же стояли все вместе и пели 11-й псалом: «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный».

На следующий день, удивленные тем, что святые не замерзли за ночь, мучители приписали это особому искусству, которому они где-то научились. Когда же увидели тюремного сторожа и узнали от других охранников, в чем дело, то пришли в ярость. Святым мученикам перебили голени железным молотом. Среди них был один совсем юный местный уроженец по имени Мелитон. Мать его, тоже христианка, испугалась, что он не выдержит пыток. Она встала при нем неотступно и уговаривала не страшиться. Святые мученики, умирая, свидетельствовали, что души их избежали работы вражией и что умирают они со Христом и во Христе.

Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Святого Мелитона, еще живого, подняла его мать и понесла следом. У нее на руках он и скончался. После сожжения на костре обугленные кости святых сорока мучеников Севастийских были сброшены в реку. Но Господь сохранил их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и велели взять их останки со дна реки и предать погребению. Тот вместе с несколькими клириками пришел ночью к реке, и увидели они, что кости, даже малая их частица, светятся в темноте. Собрав все кости, их перенесли в подобающее место.

Имена святых мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий. Мученичество их о Господе началось 26 февраля, смерть же они приняли 9 марта. В этот день и празднуется их память.

Источник: https://akafist.ru/saints/40-mch-sevastijskih/

Икона «Сорок Севастийских мучеников»

Для каждого православного человека икона святых мучеников города Севастии являет пример истинной веры и силы духа. Святой образ, помещенный в вашем доме, способен оградить вас от зла и сплетен, помочь собраться с силами и одолеть любую беду.

История иконы

Во времена царствования римского правителя Константина православным людям была дана свобода вероисповедания. Однако не все были согласны с подобным положением вещей. Имеющий власть воевода Ликиний мечтал возродить язычество и избавить римские земли от последователей православия. Начать вероломный язычник решил с военных отрядов, на тот момент почти полностью состоящих из православных людей.

Один из отрядов под началом Ликиния оказался в городе Севастии. Воевода собрал солдат у себя и посулил им богатые дары за отказ от православной веры и принесение жертвы языческим идолам. Воины возмущенно отказались, и тогда Ликиний повелел своим прислужникам бросить несогласных в темницу. Семь дней и ночей верующие провели в сыром подвале, непрестанно молясь Господу.

На восьмой день Ликиний вновь потребовал отказаться от Христа, но никто не согласился, и тогда язычник приказал раздеть православных, выгнать их на середину замерзшей реки, а рядом растопить баню, чтобы перед лицом смерти от лютого холода заставить воинов отказаться от их веры. Верные Христу сорок мучеников приняли смерть и отошли в Царствие Небесное в славе и блаженстве. Через несколько лет монахи города Севастии написали икону, повествующую о великом мученическом подвиге.

Где находится святой образ

Нетленные мощи сорока Севастийских мучеников были сохранены в Севастийском монастыре, где и находятся в настоящее время. Список первоначальной иконы вместе с частицей чудотворных мощей также можно найти в храме сорока Севастийских мучеников в Москве.

Описание иконы

На иконе, написанной через 5 лет после мученической смерти римских православных воинов, изображены Севастийские мученики, готовые принять мучительную смерть во имя Господа и Его Царствия. Мученики стоят на льдах, но их глаза устремлены в небеса: там ожидает их Милость и Слава Божия.

О чем молятся перед иконой «Сорок Севастийских мучеников»

Подвиг и жертва римских православных воинов обратили в православие многих людей, видевших их мужество и стойкость. С того времени и по сегодняшний день Севастийским мученикам молятся, прося о даровании сил, укреплении веры и обретении стойкости перед лицом жизненных трудностей. Также перед этой иконой просят Господа вернуть на путь спасения людей, отошедших от православной веры.

Молитва сорока мученикам Господним

«Верные воины, сильные духом, знамение Господне увидевшие и не убоявшиеся страшной погибели ради спасения душ ваших, в сей час прибегаю к вам с воплем о помощи и ходатайстве: не оставьте меня, слабого и недостойного раба Божьего, в муках и бессилии, оградите меня силой веры вашей от соблазна и мирских нечистот, укажите мне путь к спасению, дабы жизнью своей и духом своим верно служить Господу нашему Иисусу Христу и смиренно войти в Царствие Небесное по окончании земного пути. Аминь».

Эту молитву необходимо читать каждый раз, когда вера в священный промысел Божий начнет оставлять вас. День памяти святых ежегодно приходится на 22 марта по новому стилю. В этот день молитва перед их образом способна изменить жизнь и судьбу в лучшую сторону. Мы желаем вам неугасающей веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-sorok-sevastijskih-muchenikov/

Житие 40 мучеников Севастийских

При правлении Святого Константина, произошли изменения, решающие проблемы христиан, дающие возможность исповедовать свою веру и строить помещения для молебна. Но другой правитель, Лициний, примыкал к жестким антихристианским деятелям, полностью поддерживая языческую веру и преследования христиан. Эти разногласия спровоцировали между двумя правителями военный конфликт, который разразился в городе Севастия.

Войска Константина состояли сплошь из верующих христиан, а вот войска Лициния были смешанных вероисповеданий, христиане и язычники. Лициний, испугавшись, что воины христианской веры предадут его или не станут воевать против единоверцев, решился на уговоры поклонения и жертвоприношения идолам.

Этими воителями были 40 каппадокийских солдат под руководством командира Агриколая, ярого язычника. Они ответили отказом на отречение от Христа, что привело к заключению под стражу, в пещеру, где страстно предавались молитвам. В ночное время воинами был услышан глас, говоривший о смиренном терпении ими испытаний, и о грядущем спасении.

Следующий день принес испытания лестью. Воинов всячески восхваляли, указывая на юность, смелость и доблесть, пытаясь тем самым расположить их к себе и подвигнуть на отречение от Христа, но вновь получили отрицательный ответ.

По прошествии недели, прибыл известный крупный чиновник Лисий, свершавший суд над 40 воинами, которые смело говорили об отказе всех своих званий и заслуг, и о твердости в вере своей. Суд присудил воинам быть битыми камнями, но исполнить казнь оказалось невозможным делом.

Все булыжники пролетали, не задев воителей, что позволило судьям понять, что их охраняет мистическая сила. В ночное время, при чтении молитв, воины вновь услышали глас Господень: «Поверившие в меня, умерев воскреснут. Не бойтесь, ибо венцы воспримете от меня.» Следующий день не принес никаких изменений.

Изощренные мучители придумали новые испытания для воинов. Так как время было зимнее, морозы стояли лютыми, судьи приказали отвести 40 мучеников на озеро, где раздели их донага и поместили на замерзшем льду. А напротив, на берегу, установили теплые бани и развели костры, дабы это помогло скорее сломить их волю.

В полночное время, каппадокийский воин не выдерживает холода, сломился душой, и бежит к дверям бани, где мгновенно же умирает. Всевышний свершает отраду для воинов, рассеивая ночной мрак, делая ледяной пласт мягким, а воду теплой. Над самими же 39 воинами воссияли венцы.

Все это видел один из стражников, Аглаий, который из всей охраны бодрствовал. Увиденное им чудо подвигло его отказаться от веры языческой, и всей душой обрести веру христианскую. Он разбудил спящую стражу, скинул одежду и со словами: «Я теперь верю во Христа», присоединяется к святым.

С рассветом стражники увидели невредимых святых, подле которых был и Аглаий, прославлявших Бога живого. Тогда они получают приказ казнить 40 мучеников, и не теряя времени приводят его в исполнение, выведя воинов из озера и перерубив им ноги. Упокоившихся 40 мучеников Севастийских были преданы сожжению на огромном кострище.

Епископ Севастийский получил известие во сне от святых мучеников, велевшие ему пойти к месту казни и захоронить как полагается их останки.

Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью об истории и значении иконы Неопалимая купина.

Рубрики: Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *